Особенности макросъемки насекомых.

Печать

Особенности макросъемки насекомых. [макросъемка, объектив, фотоаапарта, фокусировка, освещение, глубина резкости, диафрагма]

Макросъемка отличается от обычной фотографии не только аппаратурой и техникой съемки, но и особенностями подсветки и построением кадра. Начнем с примера. Взяв зеркальный аппарат, в солнечный день мы выходим из дома. О солнечном дне говорится не случайно, ведь именно в такую погоду интересующие нас существа особенно активны. Вот и первый объект - кузнечик на листе. Кузнечик очень чистоплотен, поэтому он часто занимается своим туалетом — чистит лапки (фото 1). Несмотря на то, что на снимке кузнечик получился достаточно резко, его спинка и брюшко скрыты тенью, так как условия освещения были не те, которые нам требовались. Здесь мы столкнулись с первой и главной сложностью макросъемки освещенностью объекта. Освещенность зависит от силы и направленности света, от оптических свойств самого объекта и от фона. Может показаться, что фон играет второстепенную роль, однако именно он часто определяет цветовую гамму снимка. Фон может способствовать обрисовке кон туров объекта или, наоборот, сделать эти контуры плохо различимыми. Если бы фон на нашем снимке был чуть темнее, то брюшко кузнечика совершенно с ним слилось бы, при более светлом фоне брюшко стало бы хорошо заметно. Очень важно и то, как отражает наш объект световые лучи. Например, для съемки полупрозрачной дафнии нужны одни условия освещения, а для кузнечика - совсем другие. И, конечно, важен характер самого источника света, его спектр и направленность имеют большое значение для выбора технических средств и методов съемки. Итак, при съемке кузнечика сделана первая ошибка — не учтены условия освещения, но приобретен некоторый опыт: мы поняли, что для того, чтобы получить хорошие снимки, надо не только уметь наводить объектив на резкость и определять выдержку, но и учитывать характер освещения. Теперь остановимся на некоторых особенностях, свойственных макрофотографии. Мы не будем ограничиваться только съемкой насекомых.

Особенности макросъемки насекомых. [макросъемка, объектив, фотоаапарта, фокусировка, освещение, глубина резкости, диафрагма]

Особенности макросъемки насекомых. [макросъемка, объектив, фотоаапарта, фокусировка, освещение, глубина резкости, диафрагма]

(Рис1)

Иногда мы будем рассказывать и о фотографировании других объектов: ракообразных, паукообразных, рыб и т. д. Значение направленности света Освещение играет большую роль в любом виде фотографии; недаром само слово означает «светопись». Занимаясь макрофотографией, мы обнаружили, что Накапливая опыт съемки живых существ, мы постепенно выработали рабочую схему, которая помогла нам выяснить, что возникает на снимке при изменении угла падения в специальной литературе не всегда четко рассматривается вопрос о значении направленности света, падающего на объект. Накапливая опыт съемки живых существ, мы постепенно выработали рабочую схему, которая помогла нам выяснить, что возникает на снимке при изменении угла падения света на объект съемки (рис. 1). Эта схема касается, естественно, только макросъемки. Лобовой, прямой (отраженный) свет, направленный от фотоаппарата, дает почти бестеневое, слитое с фоном изображение. При черно-белой съемке такое освещение не способствует выявлению фактуры объекта. Однако прямой свет в природе смягчается естественными экранами (листьями, ветками, почвой). Передний косой (отраженный) свет наиболее часто используется при макросъемке. Он хорошо прорабатывает фактуру объекта. Передний скользящий (отраженный) свет применяется, когда нужно выделить рельеф мелких деталей объекта, подсветить жилки на крыльях, а иногда и шероховатости на теле насекомого. Боковой свет используется при съемке прозрачных объектов, например кусков янтаря, некоторых кристаллов. Им хорошо подсветить внутренние включения, трещины, пузырьки. Незаменим боковой свет при съемке в аквариуме.

Особенности макросъемки насекомых. [макросъемка, объектив, фотоаапарта, фокусировка, освещение, глубина резкости, диафрагма]

Задний скользящий (проходящий, дающий темное поле) свет применяется при макросъемке неподвижных объектов; иногда им подсвечивают прозрачные крылья насекомых или кристаллы. Он незаменим при съемке включений в янтаре. Задний косой (проходящий) свет дает хорошую прорисовку деталей у прозрачных и полупрозрачных объектов, например у циклопов и дафний. Этот свет хорошо используется не только как основной, но и как дополнительный и как фоновый. Контровой, фоновый, прямой (проходящий) свет применяется для подчеркивания контура малопрозрачного предмета. Но им следует осторожно пользоваться при фотографировании темных включений на светлом фоне, так как слишком светлый фон сделает малопрозрачными тонкие детали темных включений — таких, например, как насекомые в янтаре. Все виды заднего света применяются для подчеркивания силуэта. Они часто используются в сочетании с передним светом. При съемке полупрозрачных водных существ задний свет необходим для лучшей проработки внутренней структуры объекта. Итак, мы вкратце разобрали различные варианты направленности света. Использованные порознь или в различных сочетаниях, они дают широкие возможности освещения объекта при съемке. О том, как использовать это освещение на практике, мы расскажем далее, в главах, посвященных основным видам съемки. А пока мы разберем чрезвычайно важный вопрос — композицию снимка. Композиция — важнейшее условие успеха в макрофотографии. Построение кадра в каждом случае может быть оригинальным.

Особенности макросъемки насекомых. [макросъемка, объектив, фотоаапарта, фокусировка, освещение, глубина резкости, диафрагма]

(Рис2)

Особенности макросъемки насекомых. [макросъемка, объектив, фотоаапарта, фокусировка, освещение, глубина резкости, диафрагма]

(Рис3)

Одно и то же существо, например оса-филант, по-разному выглядит сбоку и спереди. При съемке сбоку (рис. 2) мы получаем общее представление о форме насекомого, строении и окраске его груди, брюшка, ног. При съемке спереди (рис. 3) мы видим только голову и плечи. Если же осу снять в полупрофиль так, чтобы голова была видна спереди и сбоку и одновременно было видно тело, то при крупномасштабной съемке резким окажется либо голова, либо тело. Композиционно же именно этот вариант может оказаться более выразительным. В тесной связи с направлением съемки находится выбор высоты точки съемки. Человек обычно видит насекомое сверху, и довольно часто фотографы снимают именно с этой точки зрения. При этом объект изображается на фоне земли, травы, ствола дерева, т. е. на пейзаже, привычном для человека. Привычно и само изображение насекомого — оно обычно сразу узнается, особенно если речь идет о более или менее округлом существе, подобном жуку, клопу, медведке, гусенице. Хорошо различимы с верхней точки съемки такие насекомые, как кобылки и кузнечики, но крупные дневные бабочки удачно получаются с этой точки, только если их крылышки раскрыты, а когда они сложены, бабочек трудно узнать. Намного выразительнее и естественнее получается на снимке насекомое, снятое с точки зрения другого насекомого, т. е. немного сверху и сбоку или даже снизу. При таком ракурсе четче всего выявляются видовые особенности строения тела, насекомое перестает казаться плоским, прижатым к земле, а обретает три измерения. Если при верхней точке съемки насекомое прочно связано с субстратом, на котором оно находится, то при боковой или нижней точке фотограф может выбирать наиболее выразительный фон, в зависимости от цели и содержания снимка. Следующий элемент композиции — масштаб изображения. Он зависит от фокусного расстояния объектива и приближенности фотоаппарата к объекту съемки. Как известно, общий план показывает объект на фоне окружающего его пейзажа; применительно к фотографии насекомых это будет снимок более или менее близко сфотографированного ствола, ветки, отдельного растения, на которых достаточно хорошо и выразительно заметно насекомое. Однако оно будет показано в общих чертах, без деталей, но в привычном для него окружении. Более детальное представление о насекомом дают снимки средним п л а н о м, на которых оно изображено на значительной части кадра. При этом элементы окружающего пейзажа здесь тоже присутствуют, но их роль и значение не так велики, как в съемке общим планом. Из-за незначительной глубины резкости, при которой ведется макросъемка, здесь невозможно дать одинаково резкое изображение и насекомого и окружающего пейзажа, поэтому приходится довольствоваться отдельными деталями. Это прежде всего может быть субстрат, на котором сидит насекомое — цветок, лист, травинка, или размытое и нерезкое изображение заднего плана. Средним планом делается большинство снимков одиночных объектов и снимки, на которых изображено два или несколько насекомых. При съемке больших скоплений насекомых — муравьев, ос, божьих коровок или комаров, мошек, слепней — нужно выбирать два-три из них, которые получатся на снимке резко. Все остальные, попадающие в кадр, могут быть и нерезкими, их роль в снимке служебная, они дают представление об условиях, в которых встречаются эти насекомые, и об их численности. Крупный план используется при съемке головы или части тела насекомого для того, чтобы передать своеобразие его строения или приглядеться к малозаметным его действиям и детально изучить их. При такой съемке предметы, окружающие насекомое, часто не входят в кадр или же расплываются за счет нерезкости. Сверхкрупный план применяется для съемки какой-либо одной детали и концентрирует внимание на части тела насекомого с целью показать ее строение. Это может быть снимок глаза или усика насекомого.

Особенности макросъемки насекомых. [макросъемка, объектив, фотоаапарта, фокусировка, освещение, глубина резкости, диафрагма]

Каждый фотолюбитель знает, что при портретной съемке короткофокусным объективом на близком расстоянии лицо человека изменяется, как в кривом зеркале. Не происходят ли такие же искажения и при макросъемке? Ведь она тоже ведется в упор и часто весьма короткофокусными объективами. Не превратится ли насекомое на снимке в урода, которого не сможет опознать самый опытный зоолог?

Особенности макросъемки насекомых. [макросъемка, объектив, фотоаапарта, фокусировка, освещение, глубина резкости, диафрагма]

Искажения определяются прежде всего протяженностью объекта в глубину и расстоянием от него до объектива. Фокусное расстояние определяет только масштаб съемки. Считается, что глаз четко воспринимает изменение относительных размеров (например, в портрете), если оно превышает 10%. Для того чтобы это изменение было меньшим, нужно вести съемку с расстояния, по крайней мерев десять раз превышающего протяженность в глубину резко рисующейся части объекта. Но при съемке с объективом f=50 мм и масштабе изображения 1 : 1 глубина резкости с максимальной диафрагмой 22 составит всего 3,2 мм, а расстояние от объектива до объекта съемки — 10 см, т. е. в тридцать с лишним раз больше. Примерно •такими же соотношения остаются при макросъемке с других расстояний и другими объективами; следовательно, можно не бояться искажений. Выбор крупности плана имеет большое значение для насыщения снимка важной и ценной информацией и для его художественной выразительности. Не менее ответственную роль играет и определение границ кадра, а также выбор вертикального, горизонтального или квадратного формата кадра. Нужно ли использовать полностью всю площадь кадра, если позволяют технические условия, или оставлять какую-то часть его свободной, несли оставлять, то какую? Подобные вопросы нужно решать во время съемки, так как кадрированием при печати далеко не всегда можно исправить ошибку, а ошибки при съемке на обращаемой цветной фотопленке вообще неисправимы. Многое зависит от опыта и вкуса фотографа, но можно дать и некоторые общие рекомендации. Всегда стоит оставлять некоторое свободное пространство по направлению движения насекомого или по направлению, к которому обращена его голова. Кадр, обрезанный перед самой головой, производит впечатление тесноты, а кадр с большим свободным пространством позади движущегося объекта кажется неуравновешенным.

Особенности макросъемки насекомых. [макросъемка, объектив, фотоаапарта, фокусировка, освещение, глубина резкости, диафрагма]

Что же касается формата, то в большинстве случаев при съемке мелких существ используется горизонтальный формат. Особенно часто его используют при фотографировании зеркальным аппаратом с шахтой. Вертикальные кадры такой камерой снимать неудобно. Значение фона и строения покровов насекомых, хотя и является общим для всех видов макрофотографии, разбирается в следующей главе, посвященной съемке в природе, где фон и покровы играют особенно большую роль.

Источник: fotopav.narod.ru




Похожие материалы:
Новые статьи:
Почитайте ещё:

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.