Во-первых, желательна камера, позволяющая использовать различные насадки, например, на резьбовом соединении. Если такой возможности нет, еще не все потеряно. Некоторые умельцы подсоединяют насадки при помощи обжимного хомутика на выступающий бортик (опять же если он имеется) вокруг отверстия в корпусе под объектив.
В то же время оригинальные насадки часто стоят немалых денег (более $100), а дома, иногда, лежат отечественные объективы пленочных фотоаппаратов. Вот и встает вопрос: а нельзя ли их как-то приспособить?
В нашем распоряжении была камера Nikon Coolpix-4300 с резьбовым адаптером под внешние насадки и несколько советских объективов на резьбы М39х1 и М42х1. Но проблема состояла в том, что переходников на эти резьбы фирмами не изготовляется. Используя родное кольцо UR-E4 на Nikon можно прикручивать насадки с резьбой 28 мм. Дополнительные кольца, например, фирмы Cokin, дают еще ряд присоединительных вариантов: 28->37 и далее уже через него 37->43, 37->46, 37->48, 37->49.
Для изготовления переходников были приобретены кольца Cokin 37->46 и 37->49. С нерабочих пленочных камер были сняты посадочные кольца на резьбы М39х1 и М42х1 и при помощи их родных винтов закреплены на кольцах Cokin, в которых предварительно были просверлены отверстия.
Самое простое приспособление для макросъемки - насадочные линзы.
В магазине оптики была заказана линза +10 диоптрий из отечественного простого непросветленного стекла в оправу с резьбой М49х0,75 из-под фабричной линзы +2 диоптрии (можно также использовать оправы из-под светофильтров, но они ниже и не всегда годятся под толстые стекла).
Из объективов, имеющихся у нас в наличии, для работы подошли только длиннофокусные Юпитер-37А (М42х1, 3.5/135) и Таир-11 (М39х1, 2.8/133) - на фото слева и справа, соответственно. Технические характеристики объективов можно найти в Интеренте.
Надо сказать, что использование этих объективов в роли насадок в данном случае наложило ощутимое ограничение: во избежание виньетирования углов кадра пришлось использовать наибольший зум, а это привело к тому, что расстояние до объекта съемки оказалось жестко фиксированным. В тоже время, нормальные (Индустар-61 Л/З МС, М42х1, 2.8/50) и короткофокусные (Мир-1В, М42х1, 2.8/37) объективы вообще оказались непригодны - камера просто не смогла навестись на резкость.
А вот экспресс-тест: съемка сверчка длинной 13.5 мм (от головы до конца брюшка, который виден между церками) под лампой накаливания 60 W (свет сверху) со штатива, с различными насадками и без таковых на цифровой фотоаппарат Nikon Coolpix-4300. На разных снимках зум различный (кроме 5 и 6 - максимум), поскольку не всегда удавалось получить точную фокусировку на максимальном его значении.
1 - простая съемка без зума без насадок, 2 - с линзой +10 без зума, 3 - с зумом без насадок, 4 - с линзой +10 и зумом, 5 - с объективом Юпитер-37А и зумом, 6 - с объективом Таир-11 и зумом; все фотографии (1-6) сделаны с расстояния 135 мм; 7 - режим макросъемки (без насадок и зума) с расстояния 40 мм, 8 - с линзой +10 и зумом с расстояния 70 мм.
Расстояние измерялось от объекта до наружной линзы объектива.
Таким образом, применение длиннофокусных 135 мм отечественных объективов совместно с цифровой фотокамерой Nikon Coolpix-4300 дало возможность фотографировать насекомых крупным планом с расстояния, более чем в 3 раза превышающего таковое штатного режима макросъемки фотоаппарата без потери качества и с заметно большим увеличением (рис. 5, 6 против рис. 7). Из двух рассмотренных объективов Юпитер-37А и Таир-11 наиболее удачным оказался последний, в связи с отсутствием виньетирования (затемнение углов кадра). Также именно с этим объективом удалось получить изображение с наибольшей глубиной резкости (рис. 6). (Необходимо учитывать, что Nikon Coolpix-4300 имеет только одно значение диафрагмы, другие значения эмулируются светофильтром. У объективов-насадок диафрагма всегда открывалась полностью, а расстояние ставилось на бесконечность, поскольку при меньших значениях увеличивается виньетирование). Отрицательная сторона применения объективов - фиксированное расстояние до объекта во время съемки.
Применение насадочной линзы +10 диоптрий в конкретном случае также можно признать удачным, поскольку при слабой хроматической аберрации было достигнуто увеличение расстояния до объекта съемки, а при использовании зума возможно его плавное изменение в довольно широких пределах. Вместе с тем по глубине резкости насадочные линзы ощутимо уступают объективам (рис. 4, 8 против рис. 5, 6).
Еще один момент на котором хотелось бы заострить внимание - искажение цветопередачи. Изначально баланс белого выставлялся для фотоаппарата без насадок для конкретной лампы по белому листу бумаги и далее в процессе съемок с различными насадками не изменялся. Как видно из фотографий по цвету заднего фона (белый пенопласт) изображение может окрашиваться в различные цвета из-за применения насадок. Это необходимо учитывать и выставлять баланс белого непосредственно под ту или иную насадку.
Источник: entomology.ru
- 16/01/2012 12:56 - Приблуда для макросъемки
- 13/01/2012 15:24 - Pentax Optio W90: компакт для макросъемки в экстремальных условиях.
- 12/01/2012 14:26 - Доработка камеры Casio QV-3000 и оптические насадки фирмы Hama.
- 11/01/2012 11:53 - Отечественная макро-фототехника. Часть 3. Слайд-адаптер для цифровой камеры.
- 11/01/2012 11:51 - Отечественная макро-фототехника. Часть 2. Крупным планом - Теленасадки из объективов и окуляров.
- 10/01/2012 13:18 - Специальные вспышки для макросъемки животных.
- 10/01/2012 13:17 - Немного о объективах для макросъемки.
- 09/01/2012 12:29 - Немного о фотоаппарате или как превратить портретник в макро объектив.
- 09/01/2012 12:27 - Макрообъективы 50мм f2.8 MACRO, 105мм f2.8 MACRO или 180мм f3.5 MACRO.
- 09/01/2012 12:25 - Немного о макросъёмке, «мехах», макро-кольцах и репродуцировании.