Макросъемка.РФ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Теория и практика Макросъемка насекомых.

Макросъемка насекомых.

Печать

Макросъемка насекомых. [макросъемка насекомых, цифровая камера, объектив, фокусировка, фотография]

Снимать жучков, лежа на мхе, впитавшем в себя всю карпатскую влагу? Уж какая здесь романтика увлечения спросят многие. Безусловно, можно всем наотрез говорить, что вы занимаетесь "энтомологической макросъемкой", но поймет ли вас обыватель, которому просто хочется узнать о том, как же работают фотографы с насекомыми? Нам кажется, наконец-то пришла пора рассказать об этом непростом подвиде фотографии. Но сначала немного поговорим о фотографии вообще.

За реалистичность

Фотографии нынче учатся быстро. Особенно с цифрой, когда есть возможность контролировть свои промахи в режиме реального времени. Сейчас молодой фотограф имеет все шансы семимильными шагами пройти отрезок фотовзросления, на который в пленочные годы уходило в два-три раза больше сил и часов. Жанр, о котором будем говорить сегодня, принадлежит к сложнейшим как с технической, так и с художественной стороны направлениям современной фотографии. Рассматривая тему макрофотографии насекомых, мы решили не включать снимки, перегруженные компьютерной обработкой, либо же с откровенным уклоном в «арт-модерн». Если уж по-настоящему, через фотографию изучать крошечных обитателей травяного надземельного микрокосмоса, если по-настоящему страстно ловить кадр с летящей стрекозой или ползущей гусеницей, то давайте будем делать это в чистом виде. Есть фотограф, есть камера и есть насекомое. Сконцентрируемся на описании только этих трех составляющих и отсеем все лишнее. Естественно, уделим повышенное внимание к камере, как к обобщаещему элементу технической стороны макросъемки.

Макросъемка насекомых. [макросъемка насекомых, цифровая камера, объектив, фокусировка, фотография]

Известный немецкий фотограф Карл Блоссфельдт был первым, кто применил макрофотографию. Он снимал детали растений в студии, достигая при помощи сконструированной им самим камеры 30-кратного увеличения. Его работы предельно реалистичны, но, вместе с тем, он отходил от устоявшихся канонов фотографии своего времени, ибо навязал общественности новый способ посмотреть на мир через объектив фотокамеры. За это многие сочли его абстрактным вольнодумцем и не смогли оценить в нем творца, поднявшегося на ступеньку выше остальных. Теперь же, когда фотография уже давно обслуживает многие потребности цивилизации, а камеры умеют снимать как атомы водорода, так и сверхскопления галлактик на расстояниях в миллиарды световых лет, мы уже вполне осознанно можем говорить о ценности изображений. Поговорить об этом стоит еще и потому, что сейчас мы сплошь и рядом сталкиваемся с эпохой навязывания нам псевдофотографий, созданных на компьютере из различных ошметков различных образов, субъективно продуманных в композицию.

Макросъемка насекомых. [макросъемка насекомых, цифровая камера, объектив, фокусировка, фотография]

Итак, если изображение является фотографией и отражает объективный срез события, а не является коллажированной интерпретацией, оно уже достойно внимания как документальный факт свершившегося. Но достаточно ли этого в макросъемке насекомых? Нет, поскольку, как и везде, в фотографии следует искать творческое начало, подсознательно притягивающее к себе зрителя.

Макросъемка насекомых. [макросъемка насекомых, цифровая камера, объектив, фокусировка, фотография]

Эстетической первоосновой реалистической макрофотографии должна быть изоляция образов, их лаконизм. Пытаться заставить зрителя полюбить противную ему с детства гусеницу бессмысленно. Банальная брезгливость и неприятие человеком гусеницы или прочих подобных существ может корениться в сфере бессознательного. Выход один – максимально достоверное изображение букашки, исключительно детализированной, в ненавязчивом ракурсе, подчеркивающем красоту форм и узоров. Как не крути, фотограф, открывающий ее, должен не бояться припасть к земле и заглянуть туда, где пространство переполнено источниками неприязни. А чтобы не просто отважиться заглянуть, но еще и подчинить себе это пространство для создания прекрасных портретов мотыльков, богомолов, гусениц, долгоносиков, скарабеев и пауков, нужно это дело просто любить. Мы затронули только часть темы этики макрофотографии. Помимо выработки правильного отношения и выбора направления развития собственного макротворчества, существуют тысячи нюансов прикладного характера. Мокрые ноги, норовящие клюнуть «носом» в лужу, длиннофокусные макрообъективы, ветер, швыряющий в разные стороны травинку с бабочкой, мизерное освещение на нижних ярусах растительности, и т. д. Но это необходимая рабочая рутина на пути любого творца к шедевру. Без рутины невозможен приход к Богу, без многолетней рутины невозможны минуты откровения от встречи с прекрасным.

Макророждение

Макросъемка насекомых. [макросъемка насекомых, цифровая камера, объектив, фокусировка, фотография]

Блоссфельдт создавал свой фотогербарий на протяжении 30 лет. Методически день за днем он собирал в поле стебли и цветки диких растений и затем фотографировал их на нейтральном картонном фоне, в основном освещенном рассеянным естественным светом. Карл использовал крупноформатную камеру собственного дизайна с мехами, позволяющими уменьшить расстояние фокусировки и достичь феноменального для того времени увеличения – от 4- до 30-кратного по отношению к оригиналу. Конечно, съемка мертвых растений в студии и фотоохота на жучков-паучков в их естественной среде обитания не одно и то же. Но все-таки адепты современной макрофотографии обязательно должны найти ему место в своем рассказе об истории поступательного развития жанра. К сожалению, технические подробности работы Блоссфельдта нам не известны. Но с удовольствием поведаем о рождении первого прообраза потребительского макрообъектива. До 50-х годов прошлого века термин макрофотография плавно перетекал в определение микрофотография. К последней относят кино-/фотосъемку объектов и их деталей посредством электронного или оптического микроскопа с увеличением в 20-3500 раз. То есть микрофотография находится в ведении науки. Раньше и макросъемка служила исключительно научным целям. Об этом свидетельствует ее официальное определение: съемка предметов, их элементов и структуры в масштабе от 1:10 до 15:1 с помощью специальных или обычных объективов. Но в том то и дело, что для обычных объективов 15-кратное увеличение является из ряда фантастического. Ведь даже сегодня кэноновский флагман в сфере «потребительского» макро, объектив MP-E 65 мм f/2,8 1-5Х Macro Photo стоимостью $1300 достигает лишь 5-кратного увеличения. Что касается другой крайности, на Западе, например, фотоизображения предметов в масштабе от 1:10 (10-я часть натуральной величины) до 1:1 вообще не относят к макросъемке, используя термин close-up – буквально «крупным планом». Кстати, если уж на то пошло, в некоторой степени парадоксально и применение приставки «макро», обозначающей нечто больших размеров к виду съемки крошечных объектов.

Макросъемка насекомых. [макросъемка насекомых, цифровая камера, объектив, фокусировка, фотография]

Самый первый общедоступный настоящий макрообъектив родился в Японии. Отличилась компания Nikon, вернее, известный профессор Коана, сотрудничающий с ней. Но поводом к созданию такого объектива стала вовсе не насущная необходимость полевых энтомологов Сразу же после Второй мировой войны США внедрили в Японии высокотехнологичную систему фотоархивирования исторически значимых документов. Правда, основной ее компонент - оптическая система, не обладала достаточной азрешающей способностью. Достаточной для того, чтобы четко воспроизводить иероглифы заимствованной у китайцев системы письма. И вот после продолжительной лабораторной работы профессор Коана представляет на суд общественности образец переснятой с помощью нового Micro Nikkor 50 мм F/3.5 70-страничной новеллы Ичио Хигучи. Можно было без проблем разглядеть каждую палочку, диагональ и штришок иероглифов. На основе этого объектива в 1956-м специалисты разработали Micro Nikkor для камер типа S, а в 1961-м мир увидел его любительскую версию с фокусным расстоянием 55 мм, предназначенную для Nikon F. Естественно, развитие макрофотографии стимулировала не только одна компания. Вообще, в ассортименте каждого серьезного производителя фототехники найдется не меньше сотни различных аксессуаров, призванных облегчить жизнь любителю изображать малое в крупном масштабе.

Макросъемка насекомых. [макросъемка насекомых, цифровая камера, объектив, фокусировка, фотография]

Теория крупным планом

Макросъемка насекомых. [макросъемка насекомых, цифровая камера, объектив, фокусировка, фотография]

Для упрощения понятия темы давайте отталкиваться от определения, что макроснимком следует считать изображение объекта на плоскости сенсора или пленки в натуральную величину, т. е. в масштабе 1:1. Увеличение до таких пропорций является исключительно оптической характеристикой. То есть в случае 35-мм формата объектив должен иметь возможность фокусироваться на площади 24?36 мм, и объект таких размеров должен заполнять собою ее всю. Переставив то же «стекло» на цифровую зеркальную камеру с сенсором площадью 15?22,5 мм, мы получим объект с теми же пропорциями, только обрезанный по краям. В том случае, если бы он целиком вместился на меньшей, чем 35-мм кадр площади сенсора, уже нельзя было бы говорить о масштабе 1:1. Не стоит путать способность объектива фокусироваться с близких дистанций, воспроизводя предмет в натуральную величину, и фактор увеличения, обеспечиваемого телеобъективами. Последние приближают удаленные предметы за счет своего большого фокусного расстояния, но не обязательно изображают их в масштабе  1:1. Оптическая система камеры, например, любительской цифровой может иметь режим макро и минимальное расстояние фокусировки, равное всего нескольким сантиметрам. И все равно не обеспечивать увеличения до натуральных размеров. Кажется, еще по школьной физике учили: если расстояния от объекта до линзы и от линзы до изображения равны двум ее фокусным расстояниям, то размеры изображения и объекта тоже равны. Нетрудно прийти к выводу, что большее увеличение может быть достигнуто через расположение объектива подальше от плоскости пленки/матрицы. Большинство стандартных объективов состоят из нескольких линз несимметричной конструкции, и лишь тогда дают резкое изображения, когда расстояние между ними и пленкой/матрицей значительно меньше, чем расстояние от передней линзы до предмета. Или, в крайнем случае, равно фокусному расстоянию, а объект находится на бесконечности. В принципе, любой объектив фокусируется путем перемещения своих оптических элементов дальше или ближе к плоскости сенсора. На практике один из  фундаментальных принципов устройства макрообъектива выражается в обеспечении большего диапазона подвижности его оптических элементов. Если переместить линзы дальше от плоскости сенсора, объектив будет фокусироваться на предметах, расположенных ближе к нему. И наоборот. Так вот первый случай и положен в основу схемы расположения элементов макрообъектива. Как правило, обычные макрообъективы для узкоформатных зеркальных камер позволяют создавать изображение в масштабе 1:1. Если кому-то захочется сфотографировать слишком мелкую букашку, придется с помощью дополнительных приспособлений достигать большего масштаба. То бишь, в соответствии с приведенными выше рассуждениями, – например, отодвигать оптический центр объектива от плоскости пленки/матрицы. Об этом немного позже.

Макросъемка насекомых. [макросъемка насекомых, цифровая камера, объектив, фокусировка, фотография]

Еще чуть-чуть теории

Макросъемка насекомых. [макросъемка насекомых, цифровая камера, объектив, фокусировка, фотография]

Вопрос: так все-таки можно ли делать настоящие макроснимки с помощью компактной цифровой камеры? Ответ: можно. Например, один из ведущих макрофотографов Европы, поляк Марк Плонски с этого как раз и начинал. Сначала он фотографировал Canon PowerShot G1, затем – G3. Правда, сразу сообразил, что для получения не просто снимков «крупным планом», а чего-то похожего на настоящее макро, понадобятся дополнительные приспособления. Ведь использовать макрорежим компакт-моделей практически невозможно. Снять жучка с расстояния 3-4 см – почти утопия. Так близко он к себе попросту не подпустит. Фокусировка в положении объектива «теле» на камере Марка была возможна лишь с расстояния нескольких десятков сантиметров. Об увеличении, позволяющем отнести кадр хотя бы к категории «крупным планом», не стоило даже мечтать. Поэтому фотограф использовал навинчивающиеся на объектив диоптрийные насадки (макролинзы). Это такие одиночные линзы, служащие своеобразным увеличительным фильтром. Они позволяют уменьшить расстояние до снимаемого объекта – сократить дистанцию фокусировки, следствием чего становится увеличение масштаба. Остановимся, чтобы усвоить два ключевых в макрофотографии термина. Прежде всего, минимальное расстояние фокусировки. Это дистанция от плоскости пленки/сенсора до объекта съемки, ближе которой наводка на резкость невозможна. И это не то же самое, что рабочее расстояние. Оно обозначает длину отрезка от предмета съемки до передней линзы объектива и, очевидно, зависит от фокусного расстояния самого объектива и его физической длины. Слишком короткий рабочий отрезок нежелателен, поскольку снова таки могут возникнуть практические сложности со съемкой вплотную к насекомому. Да и подсветить его в таких условиях нелегко – эффективна только боковая подсветка. Для ориентира: 100-мм макрообъектив Canon при масштабе 1:1 обеспечит рабочую дистанцию примерно 10 см, тогда как 180-мм – уже больше 20 см. Но вернемся к цифрокомпактному макрорешению Марка Плонски. Чтобы добиться от G3 максимального увеличения, он через специальный адаптер  производства Lensmate накручивал на объектив сразу несколько диоптрийных насадок с оптической силой от +1 до +10. Правило – насадку с максимальной оптической силой следует ставить ближе к объективу. Марк доводил ее значение до +27 за один раз. Правда, это было сделано эксперимента ради. О приемлемом качестве таких снимков говорить не приходилось. Кстати, подсчитать общий эффект увеличения от диоптрийных фильтров можно по следующей формуле: f/(1000/d), где f – предельное фокусное расстояние объектива, d – величина в диоптриях насадки. То есть Марк «баловался» с почти 4-кратным увеличением! Это много? Было бы действительно много, если бы его G3 изначально давала масштаб 1:1. Нужно заметить, из всех дополнительных аксессуаров, назначение которых – максимизация эффективного увеличения объектива, диоптрийные макронасадки оказывают наибольшее негативное влияние на качество изображения. Существуют насадки, состоящие из двух спаренных оптических элементов. Они дороже, но и, как правило, проходят более тщательную оптическую корректировку.

Макросъемка насекомых. [макросъемка насекомых, цифровая камера, объектив, фокусировка, фотография]

Резкие глубины

ГРИП в макрофотографии – особая тема. С укрупнением масштаба она неизменно сокращается. Удобнее представлять глубину резкости в макрофотографии, как небольшой четко изображенный проход, расстояние от ближайшей до самой дальней резкой точки. Как художественный прием она, безусловно, не утрачивает своей силы и в съемке в масштабе 1:1. Но по мере приближения к объекту на критически малые расстояния становится сложно контролируемой. Помимо масштаба, глубина резкости зависит от величины так называемого кружка рассеяния – искаженного изображения точки, образуемой конкретной оптической системой вследствие расфокусировки ею пучка лучей. Установлено, что даже самая совершенная линза не сможет идеально сфокусировать лучи. Конечно, до определенных пределов разница между идеально резким и слегка нерезким изображением отсутствует. Путем опытов и расчетов специалисты-оптики установили следующие пределы допустимого диаметра пятна нерезкости: для 35-мм пленки – 0,033 мм, для среднего формата – 0,05 мм. Каким образом оно  связано с глубиной резкости? Связь вытекает из следующего определения: глубиной резкости называется диапазон расстояний на оптической оси в пространстве предметов, в пределах которого размер пятна нерезкости не превышает допустимого значения.

Макросъемка насекомых. [макросъемка насекомых, цифровая камера, объектив, фокусировка, фотография]

Мы знаем, чем больше числовое значение диафрагмы, тем большая часть объектов попадает в поле резкости. Это работает в пейзажной съемке, но при фокусировке с близкого расстояния ГРИП сокращается до миллиметров. Скажем, если вы снимаете в масштабе 1:10, что соответствует фотографируемой площади 24?36 см для 35-мм формата, и 23?15 см для сенсора формата Nikon-DX, то диапазон глубины резкости будет варьироваться от 4 см при f/5.6 до 15 см при f/22. А вот масштаб 1:1 уже будет отмечен примерно следующими значениями глубины резкости: около миллиметра на f/5.6 и не больше трех – на f/22 (если принимать кружок рассеяния, равный 0,033). Ну и как же нам быть? Закрывать диафрагму до предела? Не выход, поскольку уже после f/11 начинает проявляться эффект дифракции. Это явление, наблюдающееся при распространении света мимо резких краев непрозрачных или прозрачных тел, – в данном случае отверстия апертуры, которое сопровождается отклонением его лучей от законов геометрической оптики. Волновая природа световых лучей  неизменно подчиняется законам физики, и здесь ничего не поделаешь. Чем меньше диафрагма, тем больше эффект дифракции и ниже резкость картинки на выходе. К тому же дифракция будет усугубляться с уменьшением размеров индивидуальных ячеек сенсоров цифровых камер. У макрофотографа остается практически единственное средство максимизации резко изображаемого пространства – правильное положение камеры относительно объектов съемки. Известные макрофотографы советуют научиться думать в плоскостях. Следует всегда определяться с тем, какие части крошечной модели вы хотите видеть на снимке предельно резкими и располагать камеру параллельно им. Чем дальше от оси плоскости объекта смещена камера, тем больше будет растрачено эффективной резкости на области, которые не содержат никакой значимой визуальной информации. Туловище насекомого – идеально в своей завершенности, прекрасный продукт природы. Но оно не плоское. Полностью плоским его может сделать, например, несчастный случай в виде опустившейся на бедную голову жука  подошвы ботинка человека. Тогда, сфотографировав эту лепешку сверху на f/22, действительно, вы получите резкий кадр. Немного о зависимости фокусного расстояния объектива и уровня глубины резкости. Вообще по мере его увеличения ГРИП сокращается. Только если не принимать во внимание масштаб снимка. То есть 200-мм объектив, поставленный рядом со 100-мм, будет воспроизводить меньший угол зрения и, как следствие, увеличит картинку до больших пропорций, теряя в глубине резкости. Однако если 100-мм объектив подвинуть ближе к снимаемому предмету так, чтобы оба стекла давали одинаковое увеличение, их глубины резкости сравняются. Поэтому, как ни крути, а длиннофокусный макрообъектов в полевых условиях полезнее.

Макросъемка насекомых. [макросъемка насекомых, цифровая камера, объектив, фокусировка, фотография]

Штатив всему голова

Макросъемка насекомых. [макросъемка насекомых, цифровая камера, объектив, фокусировка, фотография]

Но и тяжелее. И резкий снимок с его помощью получить сложнее хотя бы потому, что потребуются более короткие выдержки. Помните, выдержка должна примерно равняться фокусному расстоянию? А где же их взять, если, снимая макро, часто приходится работать на самых нижних уровнях – среди травы, спрятавшейся в тени кустарников, в свою очередь, примостившихся в сени дерева. Света мало, да еще и диафрагмы узкие. Приходится компенсировать за счет более длинной выдержки. И уж без штатива здесь не обойтись. Хотя, конечно, пока его установишь, закрепишь камеру, выстроишь необходимую схему освещения, все живое в округе разбежится в разные стороны. Впрочем терпение – один из главных личностных активов человека, увлекающегося фотоохотой на насекомых. Не уверены в твердости своей руки? Тогда только штатив. Какие могут быть здесь нюансы – для начала, высота штатива. Слишком высокий (и дорогой) вам, по всей видимости, не понадобится. Нужен очень прочный и желательно не слишком тяжелый (что все равно синонимично определению  дорогой). Сразу приходит на ум знаменитая карбоновая серия Gitzo. Этот материал, помимо того, что легкий, еще и не промерзает на сильном холоде. Диаметр ног штатива не должен быть слишком узким. Стабильность треноги не должна быть предметом компромиссов. Желательно, чтобы ноги штатива сгибались под как можно большим углом, приближающимся к 90?. Ведь необходимо обеспечить его максимально низкое положеи переворачиваете камеру вместе с L-платформой на 90?. Раз уж речь зашла о штативных аксессуарах, облегчающих макросъемку, упомянем еще одну полезную штуку – фокусировочные рельсы. Во время фокусировки макрообъектива внутри него происходят перемещения отдельных линз вдоль оси геликоида – винтовой поверхности. Так увеличивается расстояние между оптическим центром и плоскостью пленки/матрицы, что, как мы уже выяснили, приводит к укрупнению масштаба изображаемого предмета. В царстве макропропорций любая мелкая неточность обернется испорченным фотокадром. Надежнее осуществить ручную фокусировку по какому-нибудь  доступному объекту, расположенному в плоскости нашей модели, а дальше просто переместить камеру вместе с объективом, доводя таким образом фокус до необходимого предела. Фотографы нередко прибегают к использованию специальных рельс с миллиметровой разметкой. Они размещаются между штативной головкой и камерой. Ослабив боковые регуляторы, удается по чуть-чуть с высокой точностью приближать к букашке камеру, контролируя фокус через угловой видоискатель.

Даешь увлечение!

Макросъемка насекомых. [макросъемка насекомых, цифровая камера, объектив, фокусировка, фотография]

При съемке зеркальной камерой угловой видоискатель, этот перископ – незаменимая вещь. Не придется изгибаться в три погибели, чтобы припасть глазом к окуляру стандартного видоискателя аппарата. Тем, кто работает со среднеформатными камерами, проще строить макрокадр, глядя через шахтный видоискатель. В этом плане удобны и цифровые компакт-модели с несменным объективом – те из них, у которых откидывающийся ЖК-дисплей. Правда, как мы уже выяснили, доступные для них макронасадки – не самый приемлемый способ достижения увеличенного масштаба. Владельцам компактных камер иногда стоит подумать над применением телеконвертера. В принципе, основное его назначение – увеличение фокусного расстояния объектива. При одинаковой рабочей дистанции съемки объектив с телеконвертером обеспечит больший масштаб за счет укрупнения центральной части изображения. Скажем, если мы возьмем популярный макрообъектив Sigma 180 мм f/3.5 с минимальным расстоянием фокусировки 46 см и рабочей дистанцией около 23 см, тогда после присоединения к  нему 2-кратного телеконвертера фокусное расстояние возрастет до 360 мм при том же увеличении объектива (1:1), а главное – повысится в два раза и доступная рабочая дистанция. В случае же съемки на «нормальной» для данного объектива дистанции 23 см масштаб достигнет 2:1. Правда, телеконвертер ослабляет светосилу объектива ровно на столько, во сколько увеличивает его фокусное расстояние. 2-кратный телеконвертер 50-мм, получится трехкратное увеличение масштаба. Желательно в качестве насадочного объектива выбирать как можно более светосильный – во избежание чрезмерного виньетирования. Зум-объективы для этих целей не подходят. Новая рабочая дистанция подобного соединения будет равна рабочему отрезку дополнительного объектива. Что касается переходника (по-английски он называется coupling ring), то его вполне можно изготовить самому. Берете два старых фильтра под резьбу одного и другого объективов, выбиваете из них стекла, склеиваете между собой, контролируя светонепроницаемость, и аккуратно навинчиваете на  объективы. Многие любят экспериментировать с так называемыми «перевертышами» (reversing rings). Это тоже переходники, но присоединяются они непосредственно к байонету зеркальной камеры. Используется обычный объектив, только перевернутый так, что байонетным креплением он смотрит наружу. Имейте ввиду, при таком варианте крепления пропадает функция экспозамера камеры. Пожалуй, самым популярным аксессуаром, служащим для увеличения масштаба макросъемки, являются удлинительные кольца во всем своем многообразии, которые также располагаются между байонетным креплением и объективом. Никакой хай-тек экзотики в них нет, обычные полые металлические удлинители, похожие на обрезки труб. При своей относительной дешевизне эти кольца являются достаточно эффективным способом укрупнения масштаба. Его степень будет зависеть от длины кольца, которое просто отодвигает оптический центр объектива подальше от плоскости пленки/сенсора. Дополнительное увеличение, достигаемое за счет применения удлинительных колец, равняется отношению их суммарной длины к фокусному расстоянию объектива. Несложно понять, что короткофокусные макрообъективы вместе с удлинительными кольцами дадут больший масштаб. К недостатку последних стоит отнести сокращение количества света, попадающего на пленку/сенсор, поскольку диаметр диафрагмы по отношению к общему фокусному расстоянию комбинации объектив + удлинительные кольца, уменьшается. TTL-замер цифровых зеркалок будет учитывать потери света, правильно рассчитывая необходимую экспозицию.

И пусть прольется на букашку свет

Макросъемка насекомых. [макросъемка насекомых, цифровая камера, объектив, фокусировка, фотография]

Пускай прольется, только очень аккуратно. Букашка то маленькая, а ее тело может быть покрыто хорошо отражающим свет, бликующим панцирем. Особенно у жуков, которые прячут под ним свои крылья. Освещение в макрофотографии – целая наука, или, если хотите, искусство. И здесь умельцы столько всего понапридумывали, что можно было бы посвятить теме специальный выпуск журнала. Определим основные проблемы освещения жучков-паучков, крылатых и жужжащих. Все они двигаются, постоянно в каких-то поисках (может, смысла жизни?), и даже у застывшего на листике жука, внимательно наблюдающего за вами, оценивающего, достойны ли вы того, чтобы он для вас попозировал, могут шевелиться усы, нервно дергаться лапка или еще что. Если не достигнете достаточно короткой выдержки, какая-то часть модели будет запечатлена размытой. Но необходимая для этого широкая диафрагма погрузит «портретируемого» в мрак нерезкости. Прикрываем диафрагму – увеличиваем выдержку, да еще и в контексте использования всех этих светообрезающих насадок,  удлинительных колец, мехов. Предположим, нам повезло найти фотогеничное и вроде бы согласное побыть в роли терпеливой модели насекомое, примостившееся на верхнем обращенном к солнцу ярусе травяной растительности. На улице, естественно, лето или, в крайнем случае, теплая осень. Полуденное солнце создает кричащие светотеневые контрасты. Наша задача – оптимизировать потоки солнечного света, изменить его качество.

Макросъемка насекомых. [макросъемка насекомых, цифровая камера, объектив, фокусировка, фотография]

Например, создать из жесткого контрастного света рассеивающее освещение. Такие компании, как PhotoFlex или Lumiquest, изготавливают специальные рассеиватели, по большому счету представляющие собой диск с натянутым на него прозрачным нейлоном. Его эффект подобен съемке в пасмурный день – полученный мягкий свет более равномерно распределяется по площади кадра, сглаживая мелкие светотеневые диспропорции. Рассеиватель следует держать как можно ближе к насекомому, перекрывая направление падения солнечного света, естественно, чтобы он сам не попал в кадр. Расположенный слишком далеко от объекта съемки  рассеиватель практически не даст никакого эффекта, создавая в кадре ненужную тень. Заботясь о равномерном освещении главного объекта, следите за задним фоном, который может оказаться в тени или, наоборот, подвергнуться грубому пересвету, отвлекая на себя внимание на изображении. В первом случае поможет дополняющий рассеиватель-отражатель, во втором, скажем, резонно использовать второй рассеиватель или же, если свет слишком яркий, попытаться заслонить его своей тенью. «Фабричный» отражатель имеет такую же конструкцию, как и его коллега, только вместо прозрачного нейлона у него блестящая поверхность цвета металлик или желтого, наподобие фольги. С отражателем необходимо обращаться очень аккуратно – количество посланного им на объект света может быть чрезмерным, особенно, если в качестве объекта выступает насекомое с гладкими блестящими поверхностями. В таких случаях желательно направлять пучок света параллельно им, позволяя лишь слегка касаться панциря жука. Понятное дело, чтобы работать с этими аксессуарами, необходимо иметь свободными обе руки – выручит штатив. Однако рассеиватели и отражатели эффективны при съемке относительно статичных сцен. Можно попробовать использовать компактную версию рассеивателя, монтированного на внешнюю вспышку.

Макросъемка насекомых. [макросъемка насекомых, цифровая камера, объектив, фокусировка, фотография]

Вспышки… Рабочая дистанция до фотографируемого насекомого в макросъемке очень малая. Импульс внешней, да и встроенной вспышки достаточно сильный, а при использовании последней легко получить тень от объектива, особенно, снимая на больших масштабах. Не считая стандартных вспышек, для макрофотографии существует два вида специальных. Это кольцевые и двухламповые, закрепленные на подвижных кронштейнах. Первые, в общем-то, по сути своей не совсем макровспышки. По крайней мере, для творческой макрофотографии подходят плохо. Изначально они разрабатывались для нужд медицины и науки. В соответствии с названием кольцевая вспышка состоит из сгруппированных кругом нескольких небольших источников. К сожалению, в отличие от ее мощности, направление света кольцевой вспышки изменять нельзя, и потому она не находит столь широкого применения. Судя по отзывам, многие фотографы находят результат работы кольцевых вспышек неестественным, слишком  стерильнолабораторным. Насекомое может выглядеть «пластмассовым», вырванным из  контекста естественной среды обитания. Да и сам «контекст» кольцевые вспышки уводят в глубокую тень.. Другое дело – двойные вспышки на независимых кронштейнах, наподобие Canon MT-24EX Macro Twin Lite или Nikon SB-R200. У таких вспышек кольцо крепления присоединяется непосредственно к краю объектива, а контрольный блок располагается в гнезде «горячий башмак». Отсюда через ЖК-дисплей идет управление мощностью вспышки, ее компенсацией и прочими пользовательскими функциями. Они – удачная находка производителей, эталон технической мысли в сфере макроосвещения.

К каждому свой подход или "Осторожно, пчелы!"

Макросъемка насекомых. [макросъемка насекомых, цифровая камера, объектив, фокусировка, фотография]

Все же, что не говорите, а с цифрой стало легче жить – без иронии. Бесплатность снимков позволяет делать сколько угодно пробных кадров, проверяя по ЖК-дисплею и гистограмме эффективность работы той или иной оптической цепочки или освещения в макрофотографии. Но сложность самого направления макро, особенно его энтомологического крыла, недооценивать не стоит. Многие считают, что, помимо глубоких технических знаний, здесь нужна еще и недюжинная биологическая эрудиция, и вообще – широкие естественнонаучные познания. Например, важно понимать, что самое выгодное время для съемки – раннее утро при хорошей погоде. В этот час насекомые, впитавшие в себя ночную влагу, показываются на веточках и листьях деревьев, и, полусонные, подставляют солнцу свои мокрые крылья, усы, спины. Ветреные мотыльки и бабочки ближе к вечеру несколько сбавляют в своей неуловимой игривости. Богомолы и божьи коровки относительно неподвижны, их можно «брать» практически в любое время суток. А вот мухи, осы, шмели – сущий ад, особенно в разгар  душного и солнечного летнего дня. Большинство пауков слепы, поэтому к ним легче приблизиться, оставаясь незамеченным. Правда, в тропических лесах с пауками шутить нельзя – много ядовитых особей, не знаешь, на кого попадешь. Ведь, по оценкам ученых, на Земле осталось несколько миллионов неоткрытых видов насекомых! Осторожного подхода требуют и стрекозы. Они, конечно, вас не укусят, но от объектива фотоаппарата скроются в мгновенье ока. Разве что парочка будет заниматься любовью. У стрекоз длинное тело, поэтому старайтесь снимать на максимально узких диафрагмах – чтобы оно все попало в зону резкости. В крайнем случае, глаза этого быстрокрылого насекомого всегда должны быть четко в фокусе. Стрекозы моментально улетают, заметив ваше приближение. Не отчаивайтесь, расположите свой макрокомплект у стебля травы. Сегодня погожий день – стрекоза обязательно вернется. И тогда нужно будет действовать быстро. Ее наиболее фотогеничная поза – вертикальная с поднятыми крыльями – сохраняется секунду во время приземления.

Когда солнце только поднялось достаточно высоко, бабочки подставляют ему свои крылья. Подсушив их, они принимаются за свои повседневные дела с завидной деловитостью. Вам это на пользу – бабочки не будут обращать на вас особого внимания. Хорошо иметь длиннофокусный макрообъектив и твердую руку: для съемки крылатых красавиц не потребуются экстремально узкие диафрагмы. Сами по себе они достаточно плоские, особенно, со сложенными крыльями, и при удачном угле съемки могут полностью оказаться в зоне резкости уже на f/5,6-f/8.

Макросъемка насекомых. [макросъемка насекомых, цифровая камера, объектив, фокусировка, фотография]

Пчелы… О них разговор особый, но на данном этапе лучше все-таки обходить их стороной и не мешать стрекозам заниматься любовью. Кстати, не забывайте перед спуском затвора зеркальной камеры включать режим предварительного подъема зеркала.

Источник: dphotographer.com.ua




Похожие материалы:
Новые статьи:
Почитайте ещё:

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.

Войти



Поиск

На форуме

Powered By nZambi!

Случайные фотографии


Бабочка
Бабочка
аквилегия
ты кто?
Дачное солнышко
Зелёная во мху.
Розовое соцветие
Репей
Долгоносик











Последние комментарии


Долгоносик
Оставил: Глазков Павел
CROWNS
Оставил: SERGEI-ANGEL
CROWNS Здорово!
Crowns
Оставил: Сагиров Ваня
Crowns отлично, нет слов
Ящерица
Оставил: Сагиров Ваня
Ящерица Очень удачный кадр!
красна девица
Оставил: Алексей
красна девица Спасибо!
Брюквенница
Оставил: Евгения Зайцева
Брюквенница Спасибо, Валерий, исправила :)
мускари
Оставил: Тамаз
мускари очень красивое макро!
Вологда
Оставил: Глазков Павел
Вологда Занятная коллекция! )
Мордаха
Оставил: Mx110
Мордаха Спасибо ! )))) Эта прошла в полуфинал золотой черепахи 2011 года.