Целью этого обзора является описание некоторых простейших инструментов, используемых при макросъемке.
Для начала определимся, что такое масштаб съемки:
Масштабом (увеличением) съемки принято считать отношение линейных размеров реального объекта к линейным размерам изображения на светочувствительном элементе (пленке, или матрице, или пластине - не важно).
Диапазон увеличений до 10:1 относится к макросъемке, а больший - микросъемке.
В обзоре описано применение перевернутого объектива и дополнительного объектива-насадки.
В качестве тестового объекта использована купюра в 10 рублей.
При крупных увеличениях снята область, помеченная красным прямоугольником. Она содержит мелкие объекты и отличается высоким контрастом.
Все снимки сняты в формате RAW и конвертированы силами PhotoShop. Выдержка везде 1/200, диафрагма как получится, освещение внешней вспышкой, сверху, через бумажный рассеиватель.
Насадочные линзы и их аналоги
Для фотоаппаратов с несменными объективами самым распространенным способом увеличения макровозможностей является использование насадочных линз.
Рассмотрим частный случай - использование второго объектива в качестве насадочной линзы:
При применении дополнительных объективов в роли макролинзы качество снимка страдает от снижения резкости, контраста и виньетирования.
С виньетированием можно бороться, используя максимально светосильные добавочные объективы, устанавливая максимальное фокусное расстояние основного объектива.
Использование перевернутого объектива
Поскольку у меня нет реверсивного макроадаптера O58 / Canon EOS, пришлось городить из того, что есть:
На камеру установлен адаптер объектива Jolos EOS/M42 |
|
К нему прикручен переходник с M42 на светофильтр O49, сделанный из короткого макрокольца от Зенита на M42, вставленного в светофильтр O49 |
|
А уже к светофильтру прикручено реверсивное макрокольцо Jolos 49x58 |
У данной схемы есть хорошее преимущество - её можно удлинить, добавив макрокольца от Зенита (стоящие совсем недорого). Удлиняя конструкцию макрокольцами несложно добиться увеличений 5:1 и больших.
Но с ростом увеличения конструкция будет всё более шаткой, а глубина резкости станет крайне малой.
Использование вспышки
По-хорошему для нормальной макросъемки нужно использовать кольцевую вспышку с несколькими лампами и раздельной регулировкой энергии вспышки. Но, как обычно, использованию кольцевой вспышки мешает её отсутствие.
Поэтому постараемся применить имеющуюся в наличии вспышку SIGMA EF-500 DG ST.
Хорошей её особенностью является возможность ручного управления с двумя ступенями энергии вспышки (полная и 1/16). Если бы было больше ступеней (как, например, у SIGMA EF-500 DG SUPER), то можно было бы точнее дозировать энергию, но и этого вполне достаточно. Это свойство вспышки в полной мере проявляется при съемке с перевернутым объективом, когда энергия вспышки никак камерой не управляется.
Но, не смотря на то, что система E-TTL работает криво, она дает стабильные ошибки и играя коррекцией энергии вспышки, возможной при установке альтернативных прошивок, получается добиться вполне сносных и стабильных результатов. А дальнейшая обработка снимков в формате RAW позволяет внести необходимую поправку к экспозиции практически без потери качества снимка.
При съемке с согласованным объективом доступно как автоматическое управление по E-TTL, так и введение поправки к автоматически рассчитанному значению.
Основной проблемой в макросъемке со вспышкой является обеспечение равномерного освещения по всему полю макрообъекта. Добиться этого можно или устанавливая рассеиватели, зеркала или отодвигая источник света на расстояния, в десятки раз превышающие размеры макрообъекта. Например, если вспышка обладает достаточно большим запасом мощности, иногда проще направить её в потолок и получить равномерное рассеянное освещение.
Простейший рассеиватель/отражатель из сложенного вдвое листа листа офисной бумаги и резинки.
Его использование позволяет с минимальными расходами обеспечить достаточное для многих задач освещение. Вспышка установлена в сверхширокоугольное положение, чтобы обеспечить более-менее равномерное освещение вблизи объектива (иначе направленный пучок света может пройти через полкадра и всё испортить). |
И, напоследок, пример использования объектива-перевертыша:
|
||
Снято на перевернутый объектив Canon EF-S 18-55 на 55 мм. |
Источник: ildar-gumerov.newmail.ru
?
- 21/11/2011 11:19 - Макросъёмка: фототехника и советы начинающим
- 21/11/2011 11:11 - Точная фокусировка при макросъемке с помощью Velbon Super Mag Slider
- 21/11/2011 11:06 - Профессиональный секрет макросъемки
- 18/11/2011 10:46 - Макро своими руками
- 18/11/2011 10:41 - Макроприставка для цифрового фотоаппарата OLYMPUS C-740 UZ.
- 15/11/2011 12:36 - Макросъемка. Советы начинающим...
- 15/11/2011 12:28 - Макросъемка – простор для творчества
- 14/11/2011 13:02 - Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 3
- 14/11/2011 13:00 - Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 2
- 14/11/2011 12:58 - Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 1