Макросъемка.РФ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Теория и практика Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 3

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 3

Печать

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 3 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Глава 3
Освещение

• Естественное освещение

• Время суток

• Зависимость освещения от времени года

• Зависимость освещения от погоды

• Искусственное освещение

• Встроенная вспышка

• Внешняя вспышка

• Кольцевая насадка для фотовспышек

• Макровспышка

• Студийная вспышка

• Дополнительное освещение

Успех фотографии во многом определяется освещением: достаточностью и характером света.

Нехватка освещения в фотографии почти всегда становится существенной проблемой, а в макрофотографии она ощущается наиболее остро – с приближением к объекту света все больше не хватает.

Решать на ходу этот вопрос, что-то «изобретать» и импровизировать вряд ли получится, если заранее обо всем не позаботиться. Вы должны сосредоточиться на самой съемке, объекте, композиции, а не думать о том, поднять светочувствительность или использовать встроенную вспышку, – ведь больше никаких вариантов у вас нет, если вы об этом не подумали до начала съемочного процесса. Необходимо как следует «вооружиться» еще до начала работы.

Однако сам по себе достаточный свет – это только половина дела, освещение должно быть интересным. Поэтому решать придется сразу две задачи: обеспечить нужное количество света и сделать свет красивым.

Освещение можно разделить на прямое, идущее под углом, то есть наклонное и контровое. Выбирайте характер освещения исходя из того, какими вы хотите видеть свои снимки, какими их нужно представить зрителям. Прямой свет позволит хорошо передать цвет объекта и его форму. При боковом источнике света наклонные лучи помогут хорошо отразить в кадре глубину, добавляя тени. Источник контрового света располагается за объектом, лепестки в таком свете выглядят «воздушными», полупрозрачными, контуры объектов эффектно подсвечиваются.

Естественное освещение

Снимая на улице, вы практически полностью зависите от освещения и состояния погоды, поэтому нужно всегда быть готовым к внезапным переменам и погодным «сюрпризам». Естественное освещение всегда разное, причем оно постоянно меняется, иногда очень часто за короткий промежуток времени. Даже если вы снимаете на одном и том же месте, в одно и то же время года, в один и тот же час, в разные дни снимки будут разными по свету при, казалось бы, идентичной погоде (рис. 3.1).

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 3 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 3.1. Снимок сделан при естественном освещении

В пасмурную погоду свет рассеянный и равномерный. С одной стороны, это хорошо – нет резких теней и провалов. Но с другой стороны, солнечный свет дает большее богатство красок, фотографии получаются более красочными, яркими, тени делают сюжет интереснее.

Естественное освещение редко идеально устраивает фотографа – оно либо слишком резкое и контрастное, либо слишком тусклое, «золотая середина» встречается реже.

Нужно постоянно экспериментировать со светом, искать и дополнять освещение – это наиболее правильный путь. Схема дополнительной подсветки может быть самой разнообразной, попробуйте придумать к каждому сюжету наиболее подходящую и удачную. Ваша задача – сделать качественный снимок во всех отношениях, и не только избежать «шевеленки», но и аккуратно дополнить естественное освещение. Подсветка не должна портить кадр, делая свет явно искусственным, она не должна подменять естественный свет, а лишь удачно дополнять его.

Время суток

От времени суток зависит многое, задача фотографа – передать на снимках игру света, а не просто сделать снимок равномерно светлым. Наиболее интересны утренние и вечерние часы, когда солнце находится ближе к горизонту и эффектно подсвечивает растения. Утром вы можете получить сверкающую на солнце росу, паутину с капельками утреннего дождя, иней (рис. 3.2).

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 3 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 3.2. Снимок сделан ранним утром

В пасмурную погоду ближе к вечеру лучше не снимать – света очень мало, особенно в лесу. Здесь без дополнительного освещения снимать очень трудно.

Днем, когда солнце стоит высоко, света, конечно, больше, но в целом освещение менее интересное, хотя все зависит от конкретной местности и от того, что и как вы снимаете (рис. 3.3).

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 3 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 3.3. Снимок сделан днем

При закатном освещении вы можете фотографировать в контровом свете или в наклонных лучах. Один из привлекательных моментов – заходящее солнце придает фотографии красивую теплую тональность (рис. 3.4).

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 3 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 3.4. Снимок сделан вечером

Самое благоприятное для съемки время суток – это утренние часы.

Зависимость освещения от времени года

В разное время года свет выглядит по-разному. На снимках хорошо передается цвет света. Причем в разной местности, в разных уголках земного шара характер освещения заметно отличается.

Зима

Зимой не стоит откладывать макрообъектив до «лучших времен». Вы можете рассчитывать на интересные сюжеты и в городе, и за городом (рис. 3.5). Конечно, их не так много, как в летнее время, однако привлекательность от этого они не теряют.

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 3 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 3.5. Снимок сделан в зимнее время

В зимний период вы можете снимать фрагменты веток, причудливые сосульки, узоры на стекле, снежинки. Зимнее солнце дает прекрасное освещение, в том числе и днем. Характер освещения в полдень летом и зимой сильно отличается. Зимний свет более интересный. День короче, поэтому вам нужно уложиться в короткие светлые часы, в которые солнце буквально «уходит на глазах».

Солнце стоит низко, образовывая длинные тени. Вокруг лежит снег, хорошо отражающий свет, поэтому в ясный солнечный день света достаточно. Но стоит солнышку спрятаться за тучи, как уровень освещения очень сильно падает.

Весна

С приходом весны просыпается не только природа, но и фотографы – после долгих зимних вечеров появляется желание снимать, снимать, снимать…

В парке, на озере, в лесу сюжетов вы встретите немало. Солнечный свет нередко бывает жестким – ярким, сильным. Наиболее интересен свет в первой половине дня. Ранняя весна – отличное время для съемки цветов, распускающихся деревьев (рис. 3.6).

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 3 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 3.6. Снимок сделан весной

Лето

Конечно, в летний период, богатый макросюжетами, освещение максимально. Даже если небо нахмурится, это не надолго. Световой день дольше. В вечернее время также можете снимать интересные по свету кадры. Тем не менее не надейтесь, что летом не нужен дополнительный свет – еще как нужен (рис. 3.7)!

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 3 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 3.7. Снимок сделан летом

Осень

Очень – благоприятное время года для фотографа, чрезвычайно богатое красивыми сюжетами, яркими красками. Солнце светит мягко, очень красив вечерний свет (рис. 3.8).

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 3 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 3.8. Снимок сделан осенью

Зависимость освещения от погоды

Ясное небо

В ясный солнечный день мощный точечный источник света – солнце – расположен высоко, лучи падают сверху, и фотограф имеет только единственный вариант освещения. Это схема, в которой источник направлен сверху. На снимках получаются слишком темные тени, кадры выходят очень контрастными, нередко слишком плоскими, могут появляться яркие блики. Жесткий солнечный свет – не самое лучшее освещение, понадобится дополнительная подсветка. Конечно, при солнечном свете вариантов естественного освещения может быть много, и не все так однозначно. На характер света оказывает влияние облачность, окружение, местонахождения объекта. В тени, укрытия, куда могут спрятаться насекомые, солнечный свет может не попадать, тогда обязательно понадобится дополнительное освещение.

В ясный день интересно использование контрового солнечного света, на снимке вы получите эффект выделения контура цветка – красивая боковая или задняя подсветка.

Наиболее благоприятно естественное освещение, при котором солнечный свет рассеивается неплотными полупрозрачными облаками или утренней дымкой.

Легкая облачность

Когда на небе присутствуют легкие облачка, это лучше, чем чистое безоблачное голубое небо, – характер освещения становится интереснее. Когда облака плывут по небу, свет меняется чаще – вы можете поймать разное и более удачное освещение.

Свет при легкой облачности более предпочтителен, при этом замечательно передаются покровы насекомых, прорисовывается фактура поверхности, при ярком же солнце некоторые насекомые могут отбрасывать блики.

Облака рассеивают солнечный свет, делают его мягче. При этом и тени становятся менее черными, в итоге перепад яркости уменьшается, что облегчает фотографу установку нужной экспозиции. Соответственно и снимки получаются более выигрышными.

Пасмурная погода

Очень хмурый пасмурный день малоинтересен для съемки макро. Освещение тусклое и маловыразительное. Оно делает картинку плоской, а цвета – приглушенными, блеклыми. Снимки получаются менее насыщенными, менее резкими и неинтересными.

Когда небо затянуто не очень плотными облаками, свет хорошо рассеивается, превращаясь в один распределенный источник. При таком освещении практически нет теней.

Для некоторых сюжетов равномерное освещение может оказаться идеальным, где-то можно использовать дополнительную вспышку – все зависит от объекта съемки и от того, каким вы его хотите передать на фото. В некоторых случаях в подобных условиях будут хорошо смотреться графические сюжеты, переданные в черно-белом режиме.

Естественного освещения при диафрагмах f11-f16 не хватит, выдержки слишком удлинятся. Хорошо, если вы будете снимать растения в безветренную погоду, тогда камеру можно закрепить на штативе. Но для съемки движущихся насекомых света при пасмурном небе все равно мало, желательно использовать дополнительный свет.

Если есть возможность, съемку лучше перенести на более благоприятный день – когда на небе хоть изредка выглядывает солнышко.

Осадки

В ненастную погоду, во время дождя или снегопада фотографировать непросто, да и некомфортно, тем не менее иногда интересно.

Старайтесь не повредить фототехнику – как известно, электроника от попадания влаги быстро выходит из строя.

В дождь света мало, если только это не легкий летний дождик при красивом солнечном свете. Эффектно выглядят дождевые капли на листиках, цветах, а также паутина в каплях. Ваша задача – не испортить все ярким светом вспышки.

Дождь создает интересные фрагменты для съемки крупным планом на мостовой и тротуарах, падающих в лужи дождевых капель. Цветные световые эффекты превратят снимки, сделанные крупным планом, в оригинальную абстракцию, если их снимать в вечернее время в свете неоновых огней, фар и уличных фонарей.

Интересные макроснимки можно сделать, снимая стекающие капли на окне. Фотографируя в дождь, вы можете развивать свою фантазию – сюжетов много, при этом можно воспользоваться смягчающими фильтрами.

В снег можно снять красивые снимки снежинок. Света, конечно, при этом будет очень мало. И здесь тоже главное – не пересветить вспышкой.

Искусственное освещение

Так как при съемке природы света часто оказывается недостаточно, требуется большее освещение, дополнительная подсветка. Поэтому целесообразно воспользоваться источниками искусственного освещения.

Фотографируя в помещениях, без дополнительного освещения вы никак не обойдетесь. Комнатный свет от люстры для съемки совершенно не подходит, даже если вы установите камеру на штатив и с помощью очень длинной выдержки получите приемлемо проэкспонированный кадр. Здесь уже дополнительный источник (источники) света выполняет функцию основного источника, а не подсветки.

Встроенная вспышка

Практически во всех камерах (зеркальных и компактных), за исключением профессиональных моделей, предусмотрена встроенная вспышка.

При нехватке света начинающие фотографы чаще всего включают внешнюю вспышку и получают… никудышный снимок. Такой кадр получается малопривлекательным, выбеленным и пересвеченным, с «пробитыми» участками и паразитными бликами. Тени черные, провален задний план. Одним словом, все испорчено.

Использование встроенной вспышки – далеко не лучший выход не только в макрофотографии. Кроме того, встроенная вспышка просто не рассчитана на съемку с близкого расстояния, поскольку предназначена для освещения объекта, расположенного на нормальном расстоянии от камеры (более метра). Свет от нее идет прямо, а должен идти под наклоном к объекту. В итоге верхняя часть кадра оказывается засвеченной, а нижняя – темной (добавляется еще и тень от объектива, бленды).

Если есть возможность, вообще откажитесь от ее использования и воспользуйтесь другими вариантами освещения. Так вы намного улучшите свои результаты.

Если поднимать светочувствительность нецелесообразно, штатива под рукой не оказалось, и, на ваш взгляд, есть только один способ исправить ситуацию – включить встроенную вспышку, воспользуйтесь несложными рекомендациями, чтобы в некоторой степени улучшить результат.

При съемке на природе вы можете сгладить негативный эффект с помощью разных рассеивающих насадок, о которых речь пойдет ниже. Для предметной съемки это совершенно не оправданно.

Самое простое – установить перед вспышкой защитный рассеивающий экран в виде полупрозрачного светорассеивающего материала. Это может быть кусок салфетки, наклеенный с помощью скотча, кусок белой бумаги. Хорошо подойдет небольшой пластмассовый стаканчик (коробочка) из-под сливок, одноразовой посуды и т. д. (рис. 3.9).

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 3 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 3.9. Самодельное приспособление для рассеивания света от встроенной вспышки

Самоделки не всегда удобны и выглядят не совсем привлекательно, лучше используйте специально выпускаемые рассеиватели, если все-таки будете использовать встроенную вспышку. Это более полезно (рис. 3.10).

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 3 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 3.10. При использовании встроенной вспышки постарайтесь получить рассеянный свет с помощью подобных приспособлений

Внешняя вспышка

Внешняя вспышка – очень полезное приобретение (рис. 3.11). При подсветке встроенной вспышкой на камере часть кадра окажется в тени, свет будет очень жестким и направленным «в лоб», поэтому желательно пользоваться выносной вспышкой или специальной вспышкой для макросъемки. Естественное освещение редко бывает достаточным, вспышка позволит удачно его дополнить. Кроме того, дополнительная вспышка позволит работать без штатива.

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 3 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 3.11. Внешняя вспышка

Старайтесь приобрести вспышку с поворачивающейся головкой. Современные вспышки позволяют работать в автоматическом режиме и вручную регулировать мощность импульса. Если есть возможность, купите вспышку от производителя камеры, она лучше согласовывается с автоматикой камеры, обладает более высокими параметрами и надежностью, чем вспышки сторонних производителей.

При использовании вспышки на открытом пространстве свет рассеивается больше, чем при съемке в помещении. Для внешней вспышки тоже желательно приобрести рассеиватель или софт-бокс (рис. 3.12).

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 3 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 3.12. Рассеивающее устройство для внешней вспышки, софт-бокс

Всевозможные рассеивающие приспособления также уменьшают световой поток от вспышки, поэтому старайтесь приобрести самую мощную вспышку.

Полезным окажется и металлический кронштейн для внешней вспышки. Такое нехитрое приспособление позволит отделить вспышку на некоторое расстояние от камеры, свет будет боковым. Вспышка, подсвечивающая объект не со стороны камеры, даст более интересное освещение.

На сам кронштейн вы можете установить немного отогнутый светоотражатель, который будет располагаться под углом к объекту. Он удачно дополнит внешнюю вспышку, установленную на камеру.

Таким способом можно установить и две внешние вспышки. Конструкция получится не слишком удобная, но что не сделаешь ради хорошего кадра!

К недостаткам всех вспышек можно отнести то, что до создания снимка невозможно оценить характер света, как в случае с источниками постоянного света.

Кольцевая насадка для фотовспышек

Использовать обычную выносную вспышку без дополнительных светорассеивающих приспособлений при макросъемке вряд ли стоит. Обычные приспособления, предназначенные для портретной съемки, в некоторой степени улучшат результат, но желательно использовать специальные приспособления для рассеивания света при макросъемке.

Внутри насадки «Ringflash Adapter», надеваемой на излучатель вспышки, расположены отражатели и рассеиватели, обеспечивающие равномерное распределение света, идущего от вспышки по всему диаметру кольца насадки. Освещение получается таким же, как у кольцевой макровспышки. Большой внутренний диаметр кольца позволяет использовать насадку с любыми объективами, выпущенными Nikon и Canon.

При использовании фотокамер Canon или Nikon сохраняется работа всех функций TTL-замера, в том числе в ручном режиме. Экспозиция в ручном режиме определяется при помощи экспонометра камеры или пробных снимков. Насадка «Ringflash Adapter» создает очень интересный осветительный эффект мягкой равномерной тени, окружающей снимаемый объект со всех сторон. Так как объект съемки освещается спереди, со стороны объектива, возникает эффект отсутствия теней на самом объекте и мягкой тени позади него.

Макровспышка

Для съемки мелких объектов выпускаются специальные вспышки, предназначенные для макро: накамерные источники света, располагающиеся вокруг передней линзы объектива. Они дают равномерное, иногда даже бестеневое освещение и поддерживают автоматику камеры. С самого начала такие источники света проектировались для научных и медицинских задач. В современных вспышках можно управлять мощностью источников света, находящихся внутри, число источников-ламп может быть разным. Предусмотрена возможность включения плотного света (рис. 3.13).

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 3 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 3.13. Макровспышка CANON MacroLite MR-14 EX

Однако не спешите сразу приобретать подобную вспышку. Вначале определитесь, нужна ли она вам вообще, сможете ли вы без нее обойтись. Стоит макровспышка недешево, особенно от производителя камеры. Если вы можете фотографировать без нее, лучше вложите эти деньги в хороший макрообъектив и качественный штатив.

Кольцевая вспышка, в которой источники света находятся на равных расстояниях, уже устарела, хотя такие осветители выпускаются и сейчас. В современных вспышках внутри кольца, надеваемого на объектив, встроены две лампы.

Макровспышка нужна, в основном, для равномерного освещения небольших предметов и объектов. Для художественной съемки макро и съемки портретов она точно не пригодится. Ее преимущества состоят в том, что она обеспечивает легкое и мобильное решение – достаточное и равномерное невыразительное освещение. Макровспышка скорее подходит для документальной, а не для художественной съемки. Она имеет больше научно-практическое значение, например, используется при судебно-медицинской экспертизе, съемке для стоматологических целей, нехудожественной съемки для каталогов и т. д.

От такой вспышки меньше света, чем от обычной, мощность импульса невысока. В макровспышках регулируется мощность импульса левой и правой половинок, каждый сегмент можно отключить, получив более интересное освещение.

Подобная вспышка может использоваться в качестве источника заполняющего света. Например, в яркий солнечный день она обеспечит проработку объекта, ослабит яркость бликов.

Макровспышка даст лучший эффект, если использовать ее в паре с обычной. Снимать насекомых одной кольцевой вспышкой явно не стоит, чтобы не получить плоские изображения без передачи фактуры и теней. Нужен еще и более мощный достаточно равномерный верхний заполняющий свет, неплохо добавить боковой рисующий свет.

Равномерное бестеневое и плоское освещение малоинтересно для художественных фотографий. Нет необходимости приобретать макровспышку, если вы будете использовать ее крайне редко.

Canon Macro Twin Lite MT-24 EX – это вспышка с разнесенными в стороны источниками – двумя поворотными излучателями, положение которых можно регулировать (рис. 3.14). Один источник может выполнять функцию моделирующего, а второй – заполняющего источника света.

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 3 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 3.14. Макровспышка Canon Macro Twin Lite MT-24 EX

Вспышка поддерживает автоматический замер экспозиции E-TTL и возможность управления несколькими вспышками.

Это более интересный вариант, чем кольцевая макровспышка. Перемещая оба источника, можно добиться лучшего освещения. Однако стоимость данной вспышки весьма велика.

Кроме импульсной макровспышки, существует кольцевой источник света в виде кольца с установленными на нем светодиодами. Преимущество такого решения состоит в том, что вы видите перед собой реальную световую картину, а не то, что будет со светом в момент нажатия кнопки спуска и срабатывания вспышки, – в это мгновение световую картину визуально оценить невозможно.

Такой светодиодный источник света можно установить над объектом или укрепить на подставке сбоку.

Студийная вспышка

Студийное оборудование (в частности, импульсная студийная вспышка) отлично справляется с задачей освещения при макросъемке в помещениях. Если есть возможность использовать импульсный студийный свет, это прекрасное решение. В главе, посвященной съемке предметов, мы подробно рассмотрим характеристики импульсных источников и их использование.

Дополнительное освещение

Дополнительные источники света могут быть самыми разными, все зависит от вашей фантазии. Только вспышками дело не ограничивается – не всегда есть возможность (желание) использовать импульсную вспышку. В помещениях могут применяться лампы накаливания, волоконные осветители, в походных условиях – маломощные (чтобы не было пересвета при очень близко расположенных объектах) вспышки или лампы, укрепленные на кронштейнах сбоку от объектива. При таких конструкциях приходится следить, чтобы детали камеры не отбрасывали тени на объект, а характер светового рисунка соответствовал задуманному.

Освещение в макросъемке – задача творческая. Лучший результат получается при подсветке от двух-трех вспышек с применением рассеивателей и отражателей, но никто не запрещает экспериментировать с источниками постоянного света.

В качестве источников света могут использоваться и фонари, богатое разнообразие которых встречается в продаже. Самое удобное решение – это фонарь, который крепится с помощью ремешка на голову. Когда вы будете фотографировать, руки будут заняты, и вы не сможете держать фонарь, если его не закрепить на чем-либо.

Сейчас в продаже имеется широкий выбор светодиодных фонарей. Их преимущества – низкое энергопотребление и мощный направленный свет.

Каждое изделие отличается как числом светодиодов, так и направлением света. Есть светодиодные фонари, которые с помощью липучки могут быть укреплены на любой поверхности (рис. 3.15).

Артур Юрьевич Газаров. Секреты макросъемки. Глава 3 [макрофотография, Фототехника, фотокамера, объектив, Макрообъектив, Фокусное расстояние, макролинзы, Удлинительные кольца, Перевертыш, Штатив, Макрорельсы, Светофильтр, Освещение]

Рис. 3.15. Светодиодный фонарь с возможностью крепления на плоскую поверхность

Источник: fictionbook.ru




Похожие материалы:
Новые статьи:
Почитайте ещё:

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.

Войти



Поиск

На форуме

Powered By nZambi!

Случайные фотографии


Вселенная одуванчика.
жажда
Мое вдохновение-16
Жук скрипун
Кузнечик
Crown
Капли воды на цветке
Скульптуры из воды-14
на разных этажах











Последние комментарии


Долгоносик
Оставил: Глазков Павел
CROWNS
Оставил: SERGEI-ANGEL
CROWNS Здорово!
Crowns
Оставил: Сагиров Ваня
Crowns отлично, нет слов
Ящерица
Оставил: Сагиров Ваня
Ящерица Очень удачный кадр!
красна девица
Оставил: Алексей
красна девица Спасибо!
Брюквенница
Оставил: Евгения Зайцева
Брюквенница Спасибо, Валерий, исправила :)
мускари
Оставил: Тамаз
мускари очень красивое макро!
Вологда
Оставил: Глазков Павел
Вологда Занятная коллекция! )
Мордаха
Оставил: Mx110
Мордаха Спасибо ! )))) Эта прошла в полуфинал золотой черепахи 2011 года.