Макросъемка.РФ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Теория и практика Секреты макросъемки

Секреты макросъемки

Печать

Макросъемка позволяет по-новому взглянуть на вещи, которые в обычной жизни остаются незаметными для человеческого глаза: капли росы на лепестках цветка, труд муравья, пыльца на лапках пчелы и многое другое. К такому жанру обычно обращаются фотографы с определенным опытом, уже набившие руку на съемке семейных портретов и пейзажей и жаждущие чего-то большего. Однако и начинающему фотолюбителю ничто не мешает окунуться в мир фотоминиатюры. В статье мы расскажем, как правильно снимать макросюжеты и что для этого понадобится.

Секреты макросъемки [Секреты макросъемки, макросъемка, объект съемки, фон]

Выбираем рабочий инструмент
У макросъемки есть одно важное свойство: она не требует кропотливых приготовлений и дорогого оборудования. Особенно, если снимать природу при естественном освещении. Поэтому данный жанр доступен практически каждому, независимо от того, какая камера используется. Чтобы найти подходящий сюжет, достаточно выйти в ближайший парк и приглядеться, к примеру, к жизни насекомых. Со временем, натренировав глаз, можно будет даже в невыразительном предмете разглядеть привлекательный кадр. Таким образом, основное требование при макросъемке — желание разглядеть то, что способен заметить не каждый, и подать в виде интересного сюжета.
У многих понятние «макросъемка» ассоциируется со снимками, на которых насекомые кажутся громадными монстрами. Может сложиться впечатление, что для создания подобных кадров нужны, как минимум, зеркальная фотокамера, макрообъектив и многолетний опыт за плечами. На самом деле часто самые волнующие и динамические макросюжеты снимают даже не зеркалкой, а обычным компактом. Дело в том, что в мире миниатюры сцены меняются быстро, особенно для тех, кто снимает жизнь насекомых. За время, которое понадобится для установки макрообъектива и выбора нужных настроек, хороший кадр может быть упущен. К тому же практически любая компактная фотокамера способна делать хорошие снимки в стандартном режиме «макро». В идеале это должен быть аппарат с выдвижным объективом. Как и в любых других видах съемки, в макросъемке зеркальная камера обеспечивает своему владельцу больше возможностей. Но нужно быть готовым к тому, что для качественных макросюжетов понадобится специальный объектив. Если же используется стандартный кит-объектив, придется приобрести кольца, удлиняющие фокусное расстояние. Эти аксессуары помогут сделать удачный кадр в макрорежиме.

Секреты макросъемки [Секреты макросъемки, макросъемка, объект съемки, фон]

Объект съемки, фон и композиция
На 50% удачный кадр определяют грамотно выбранные объект съемки, фон и композиция. Это актуально и для макросъемки. Критерии простые: объект, сюжет съемки либо выбранный ракурс должны быть необычными. Вы никого не удивите, сняв, скажем, комара. Но если комар сядет на ваше колено, а его брюшко от крови будет переливаться рубиновым цветом, такой кадр вызовет эмоции. Даже отдельные элементы обыденных вещей могут лечь в основу удачного кадра при правильно подобранной композиции или ракурсе. Это может быть обычная морская галька, насекомое, птичье перо — в общем, что угодно. Именно творческое мышление фотографа способно вдохнуть жизнь в подобные предметы и раскрыть их характер. Даже старинные дворцы многое расскажут о своей истории лишь при ближайшем рассмотрении: объектом съемки могут стать выбоины от пуль на многовековых стенах, дверные замки или причудливые узоры кирпичной кладки. Но больше всего идей для сюжетов способна дать природа.
Не менее важна для восприятия композиция. Объект съемки необязательно располагать посередине кадра, это очень распространенный, но не всегда выигрышный вариант. С композицией стоит экспериментировать, располагая центральный объект ближе к краю кадра. Единственное требование — чтобы спереди или в направлении движения объекта оставалось больше пространства, чем сзади. Также необязательно включать в кадр объект целиком, красивый снимок можно получить, удачно скомпоновав лишь его часть. Крылышко бабочки или пчелки — все, что выхватывает ваш заинтересованный взгляд.
Отдельный компонент композиции — фон. Без правильно подобранного фона любая фотография теряет свою привлекательность. Хорошим фоном может послужить что угодно, необходимо только соблюсти базовые требования: фон должен усиливать впечатление от картинки, давать дополнительную информацию об объекте съемки, но ни в коем случае не отвлекать внимание. Последнее требование особенно актуально при использовании фактурного фона. Важно, чтобы он визуально не поглощал основной объект в кадре. Для этого он должен быть максимально размытым, чего можно добиться путем регулировки глубины резкости. Если это не удалось, попробуйте сделать фон более блеклым или размытым впоследствии, средствами графического редактора.

Секреты макросъемки [Секреты макросъемки, макросъемка, объект съемки, фон]

Параметры и маленькие хитрости
Как сказано ранее, правильно выбранная композиция и удачный момент съемки составляют половину успеха. Вторая же половина зависит от корректных настроек камеры, заданных в соответствии с внешними условиями. От чего нужно предостеречься? Две наиболее очевидные ошибки — съемка под прямыми лучами солнца и съемка с прямой вспышкой. Это актуально вне зависимости от типа используемой камеры. Начинающим любителям, снимающим на компакт, достаточно выбрать предустановленный режим «макро» и положиться на автоматику. Единственное, что следует учесть, — фокусировка. Это наиболее тонкое место макросъемки, поскольку неправильная фокусировка способна испортить даже самый превосходный с точки зрения композиции кадр. Сначала скомпонуйте кадр. Затем поместите объект в зону фокусировки (обычно обведена прямоугольной рамкой) и нажмите на спуск до середины, позволив камере сфокусироваться на нужном объекте. В более дорогих компактах можно использовать точечную или выборочную фокусировку. Иногда, если у фотографа никак не получается добиться правильной фокусировки, можно ввести в зону съемки непосредственно рядом с объектом собственный палец и сфокусироваться на нем. Затем резко убрать палец и сделать снимок.
Секреты макросъемки [Секреты макросъемки, макросъемка, объект съемки, фон]
В продвинутых компактах и зеркальных фотокамерах можно регулировать настройки в более широком диапазоне. Например, экспериментировать со значениями выдержки и фокусного расстояния. Согласно стандартной формуле, выдержка должна быть примерно равной фокусному расстоянию. В макросъемке эту цифру стоит увеличить примерно вдвое, то есть для объектива с фокусным расстоянием 50—60 мм использовать выдержки до 1/125 с. Дело в том, что даже небольшое движение объекта в кадре на столь малых расстояниях может привести к смазыванию картинки. Значение диафрагмы определяет глубину резкости. Так, используя значения f4—f6, вы получите наиболее четкую картинку в условиях макросъемки. При необходимости смазывания заднего плана следует использовать меньшие значения диафрагмы (например f2—f3).
В завершение рассказа о настройках и параметрах дадим несколько советов. Потренируйтесь нажимать на кнопку спуска плавно, чтобы нажатие не приводило к смещению положения объектива. Иногда, чтобы минимизировать дрожание фотокамеры, можно использовать автоспуск, настроив его на короткий период срабатывания (2-3 с). Особенно помогает данная функция при съемке с небольшого штатива. Снимая цветы или листья деревьев, следите, чтобы их не раскачивал ветер. Нужно поймать момент съемки, когда очередной порыв ветра прекратится, или легонько удерживать объект съемки рукой. Иногда минимизировать смазанность картинки в результате движения объекта съемки помогает вспышка, но использовать ее нужно с особой осторожностью: нередко принудительная прямая вспышка, что называется, в лоб портит кадр.
 

Секреты макросъемки [Секреты макросъемки, макросъемка, объект съемки, фон]

Дополнительны аксесуары
Для тех, кто снимает зеркалкой, полезным аксессуаром будет внешняя вспышка. При использовании встроенной вспышки часть кадра может оказаться в тени объектива, а внешнюю можете закрепить именно там, где это наиболее оптимально. Кстати, если речь идет о съемке в студии или дома, лучший результат даст подсветка несколькими вспышками с применением рассеивателей и отражателей. Для получения качественного снимка свет вспышки нужно как можно сильнее размыть. Сделать это можно разными способами, установкой отражателей или рассеивателей, исходя из конструкции камеры. Главное — избегать прямого света. Как уже говорилось, в случае с зеркалкой возможности макросъемки со стандартным объективом ограничены. Поэтому тем, кто стремится к совершенству, есть смысл приобрести специальный макрообъектив. Например, компактный и легкий объектив Canon EF 50mm f/2.5 позволяет снимать крупным планом с расстояния 23 см. Другой макрообъектив, Pentax D FA Macro 50mm f/2.8, поможет работать на меньшем расстоянии (19,5 см). А универсальный макрообъектив Nikkor AF 60 mm F/2.8 D Micro (минимальная дистанция фокусировки — 22 см) снабжен системой коррекции искажений при фокусировке на близком расстоянии.
Для получения различных эффектов владельцы зеркалок могут использовать специальные насадочные линзы: удлинительное кольцо, телеконвертор и т. п. Да, как ни странно, телеконвертор тоже может применяться в режиме макро — он позволяет увеличить фокусное расстояние объектива, то есть получить больший масштаб картинки при одинаковой дистанции. Правда, придется пожертвовать некоторым уменьшением светосилы.

Секреты макросъемки [Секреты макросъемки, макросъемка, объект съемки, фон]

Выводы
Итак, сделать первые шаги в макросъемке несложно. Даже обладая скромным цифровым компактом, можно сделать снимки, которые вызовут восторг у друзей и знакомых. Кроме того, компактная камера в силу своей простоты позволяет как следует потренироваться в выборе сюжетов, компоновке кадра. Как показывает практика, большинство фотолюбителей успешно снимают макросюжеты недорогими аппаратами. Но если вы хотите большей гибкости, то разумно задуматься о приобретении зеркалки — именно она предоставит начинающему фотолюбителю больше возможностей. И все же главное в макросъемке — не камера, а фотограф, его навыки, опыт, чувство эстетики.

 

 

 

 

 

Источник: www.compumir.ru




Похожие материалы:
Новые статьи:
Почитайте ещё:

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.

Войти



Поиск

На форуме

Powered By nZambi!

Случайные фотографии


Паук скакунчик
Комар
пальцекрылка
Усач стеблевой (Agapanthia villosoviridescens)
Абстракция
Колоски
8-мартовский тюльпан
цикада
Бурый (красный) рис











Последние комментарии


Долгоносик
Оставил: Глазков Павел
CROWNS
Оставил: SERGEI-ANGEL
CROWNS Здорово!
Crowns
Оставил: Сагиров Ваня
Crowns отлично, нет слов
Ящерица
Оставил: Сагиров Ваня
Ящерица Очень удачный кадр!
красна девица
Оставил: Алексей
красна девица Спасибо!
Брюквенница
Оставил: Евгения Зайцева
Брюквенница Спасибо, Валерий, исправила :)
мускари
Оставил: Тамаз
мускари очень красивое макро!
Вологда
Оставил: Глазков Павел
Вологда Занятная коллекция! )
Мордаха
Оставил: Mx110
Мордаха Спасибо ! )))) Эта прошла в полуфинал золотой черепахи 2011 года.