Макросъемка.РФ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Фотошоп и обработка Увеличение глубины резко изображаемого пространства с помощью стекинга

Увеличение глубины резко изображаемого пространства с помощью стекинга

Печать

Увеличение глубины резко изображаемого пространства с помощью стекинга [стекинг, ГРИП, наложение изображений]

Одной из самых актуальных проблем при макросъемке является недостаточная глубина резко изображаемого пространства (далее по тексту-ГРИП).Особенно это критично при больших масштабах съемки - там ГРИП может составляет уже не только десятые, но и сотые доли миллиметра.Обычно используемый в фотографии способ увеличения ГРИП за счет изменения значений диафрагмы при макросъемке дает ограниченный эффект и может привести к снижению общей резкости изображения из-за дифракции.


Предлагаемый автором способ увеличения ГРИП методом наложения изображений (далее по тексту-стекинг) в Adobe Photoshop CS3 (далее по тексту-ФШ) в той или иной степени был описан в статьях Christina Evans и К.В. Макарова и сводится к следующему:
1.Снимается серия кадров таким образом,что каждый последующий кадр наводится на резкость со смещением плоскости РИП относительно предыдущего.
2.Исходные файлы загружаются в ФШ и преобразуются в слои одного файла,расположенные один над другим в том же порядке,в котором снималась серия кадров.
3.Все слои выравниваются (поворотом,смещением и трансформацией) в ФШ.
4.Для слоя, расположенного над фоновым (Background), создается маска слоя и заливается черным цветом.Затем на маске прорисовываются белым цветом только резкие участки изображения,расположенного на этом слое.
5.Эти действия повторяются для всех слоев.Таким образом,в результате получаем слоенный "пирожок",содержащий резкие участки всех слоев.
6.Все слои сливаются в одно изображение и выполняется обычная постообработка.

Данный метод позволяет не просто увеличить ГРИП,но и управлять глубиной резкости так ,как это задает сам фотограф (первый кадр серии задает переднюю границу РИП,последний кадр-заднюю границу РИП).Разумеется, само по себе использование метода не гарантирует,что каждый раз будет автоматически получаться безукоризненный во всех отношениях снимок.Стекинг-всего лишь технический прием, инструмент, используя который фотограф может достичь высоких результатов.
Едва ли ему уготовлена счастливая судьба HDR (все же насекомых снимать значительно сложнее,чем неподвижные ландшафты и интерьеры) и он станет новым направлением в макрофотографии (хотя,как знать!).Конечно, метод не является универсальным-невозможно получить приемлемый результат при съемке насекомых в движении,трудно достичь высокого качества при съемке с рук,но бесспорно и то,что он позволяет во многих случаях улучшить качество снимка,избежать технического брака.

Фотосъемка и Действия


Снимается серия кадров,в каждом из которых резкость наводится на разные по глубине части объекта через определенный шаг с учетом того,что первый кадр из серии будет определять переднюю границу необходимого РИП,а последний кадр-заднюю границу РИП.Все кадры должны иметь одинаковые параметры съемки (ББ,экспозицию,контрастность и т.п.),интервал между кадрами должен быть минимальным.

1)Сколько кадров нужно снимать и какая величина смещения наводки на резкость?
Необходимое количество кадров при стекинге и величина смещения наводки на резкость зависят от множества факторов:масштаба съемки,значений диафрагмы и определяются главным образом опытным путем.В любом случае должно выполняться общее правило:перекрытие зон РИП соседних кадров должно быть не менее 20% - в противном случае на снимке появятся локальные зоны нерезкости.
2)Каким образом при стекинге осуществляется изменение наводки на резкость?
Изменении наводки на резкость осуществляется двумя способами:вращением фокусировочного кольца или перемещением камеры.Судя по тому,что вопрос,какому из способов отдать предпочтение,до сих пор является предметом обсуждения на форуме нашего сайта,имеют право на существование оба этих способа.Лично я отдаю предпочтение перемещению камеры по макрорельсам.Другое дело,что ,если в арсенале у фотографа нет макрорельсов,то единственным доступным способом при съемке со штативом остается вращение фокусировочного кольца.
3)Особенности макросъемки со стекингом.
Для качественного стекинга более всего подходят малоподвижные объекты и спокойная безветренная погода.При съемке фотограф должен свести к минимуму относительные перемещения фотоаппарата и объекта съемки: снимать со штатива,устанавливать экран от ветра,использовать предварительный подъем зеркала и спусковой тросик,выбирать такие моменты в жизни насекомых,когда они малоподвижны (съемка утром/вечером,когда более низкая температура,моменты переваривания еды/добычи,спаривание и т.п.).У большинства насекомых в течение суток периоды повышенной активности чередуются с периодами покоя,когда насекомое долгое время остается неподвижным-в этот момент и нужно снимать.
4)Набор оборудования,необходимого для съемки со стекингом.
Оптимальный вариант оборудования для стекинга:надежный штатив с достаточно жесткой головкой и фокусировочные рельсы.
При большом масштабе съемки (2:1 и более) более удобно использовать микропозиционную плату или макрорельсы с мелким шагом (перемещение на 1,25мм за один оборот ручки).
5)Особенности съемки с рук.
Съемка с рук,особенно "на весу",конечно же усложняет и без того непростой процесс стекинга.Однако это совсем не означает,что фотографам,привыкшим снимать без штатива,следует пренебрегать этим методом - просто нужно определиться,что реально можно снять.Не может быть и речи о стекинге беспокойных насекомых и насекомых в движении,следует исключить и съемку длинными сериями-слишком разные получатся кадры и никакая программа их не сошьет.Что реально-съемка 3-4 кадров и умеренные размеры ГРИП.Тем не менее и это бывает достаточно.чтобы улучшить качество кадров во многих ситуациях.При съемке сверху для таких насекомых,как клопы,жуки и т.п. это позволит обеспечить резкость на глазах,спине и усиках насекомых.При съемке анфас это позволит получить резкость на обоих глазах и носу/голове насекомых.Если в кадре двое насекомых (например,две бабочки параллельные плоскости матрицы и сдвинутые по глубине) - то их тоже реально загнать в ГРИП съемкой 2-3 кадров.Если охоту хищного насекомого удается снять только с рук,то с помощью стекинга можно обеспечить резкость на сюжетно важной части снимка - головах хищника и поглощаемой им жертвы.
При отсутствии штатива и фокусировочных рельсов их функции должны выполнять руки фотографа (как пел В.Высоцкий:"Надеемся только на крепость рук").Шансы получить качественный стекинг значительно возрастают,если фотограф будет использовать при съемке упор локтями в землю или дерево.Очень поможет делу,если при съемке фотоаппарат будет скользить по стволу дерева или другой поверхности,как по направляющей.

Загрузка отснятых изображений в ФШ. Действия


После съемки серии кадров отснятые изображения загружаются для обработки в ФШ. Для этого идем по пути: File - Scripts - Load Files into Stack (Загрузка файлов в набор).При этом откроется окно:

Увеличение глубины резко изображаемого пространства с помощью стекинга [стекинг, ГРИП, наложение изображений]

Нажимаем Browse и выбираем загружаемые кадры.Ставим галочку напротив Attempt to Automatically Align Source Images(Попытаться автоматически выравнять исходные изображения) и жмем OK.
ФШ автоматически выравнивает изображения,используя повороты, смещения , трансформации и преобразует их в слои одного, итогового файла.Названия каждого из получившихся слоев совпадает с названиями исходных файлов.Необходимо проследить,чтобы все слои располагались в том же порядке,в котором и снимались, при необходимости нужно переместить их выше или ниже-это можно сделать простым перетаскиванием слоев курсором в панели слоев.После этого из самого нижнего слоя создаем фоновый слой (Background).Для этого активируем этот слой в панели слоев и нажимаем : Layer - New - Background From Layer.

Увеличение глубины резко изображаемого пространства с помощью стекинга [стекинг, ГРИП, наложение изображений]

1)В каком формате загружать исходные файлы?
Если фотограф привык конвертировать свои RAW - файлы в ACR конверторе ФШ,то ему будет удобнее загружать исходные изображения в формате RAW.Необходимо только предварительно задать параметры конвертации.Для этого необходимо предварительно,перед загрузкой серии кадров,открыть любой из исходных RAW-файлов в ФШ и в открывшемся окне конвертора выбрать параметры конвертации (такие параметры,как цветовое пространство,глубина цвета(16 бит ),размеры файла и разрешение задаются,если кликнуть по строчке с этими параметрами внизу окна конвертора,остальные параметры регулируются на панелях справа) и нажать кнопку Done.После этого эти параметры станут параметрами по умолчанию для всех вновь загружаемых файлов.
Если же фотограф привык пользоваться другими RAW - конверторами,то ему сначала необходимо конвертировать исходные RAW - файлы,а потом загружать их в окно скрипта в формате TIFF.В любом случае есть смысл сохранить 16-битность изображений.
2)Имеет ли значение очередь/порядок загрузки файлов?
Очередь/порядок загрузки файлов не оказывает заметного влияния на результат.Здесь важно иметь ввиду только один момент - ФШ выравнивает все загруженные изображения по последнему загружаемому файлу.Поэтому,если по каким-либо соображениям фотограф хочет выравнять все изображения по конкретному файлу (например-этот кадр при съемке был идеально выровнен по горизонтали),то этот файл нужно загружать последним.
3)Есть ли ограничения на количество загружаемых файлов?
Теоретически нет ограничений на количество загружаемых файлов в ФШ.Однако,если загрузить слишком большое количество файлов,то значительно увеличится время на выравнивание изображений и будет создан файл объемом в сотни мегабайт;в крайнем случае,компьютер может просто зависнуть.Исходя из этих соображений,я обычно загружаю 4-5 файлов,выравниваю и сшиваю их ,а потом полученный результат загружаю в ФШ со следующими 4-5 кадрами.

Создание масок слоев и прорисовка резкого изображения.Действия


Для удобства работы всю дальнейшую обработку ведем только с парами слоев,начиная с первых двух (нижних) слоев.Для этого отключаем индикаторы видимости слоя(символ "глазок" слева от иконки слоя в палитре слоев) для всех слоев,кроме двух самых нижних.Активируем слой над фоновым слоем (кликаем курсором по названию слоя),внимательно рассматриваем его при большом увеличении и запоминаем места,где на этом слое находится резкое изображение;далее создаем маску слоя (нажимаем иконку с изображением прямоугольничка и кружочка внизу палитры слоев(Add layer mask)) и заливаем маску черным цветом Edit - Fill.После этого выбираем основным белый цвет и начинаем мягкой кисточкой прорисовывать маску в тех местах,где на этом слое было резкое изображение.При необходимости меняем размер и жесткость кисти (нажатие клавиш [ или ] - уменьшение/увеличение размеров кисти, Shift+[ или Shift+] - уменьшение/увеличение жесткости кисти).При прорисовке визуально наблюдаем увеличение резкости изображения, и , как только резкость начинает ухудшаться,переключаем основной цвет на черный и кистью восстанавливаем резкий участок.Прорисовку маски продолжаем до тех пор,пока не убедимся,что:1)полностью прорисовано резкое изображение на верхнем слое,при этом 2)не зарисовано резкое изображение на нижнем слое.
После этого включаем значок видимости вышерасположенного третьего слоя и повторяем все манипуляции с новой парой:второй и третий слои.Таким образом попарно обрабатываем все слои.
FAQ:
1)Как можно проверить,полностью ли прорисовано резкое изображение на верхнем слое?
Для этого достаточно залить маску верхнего слоя белым цветом(кликнуть по маске курсором и Edit - Fill при основном белом цвете).Далее несколько раз нажать Ctrl+Z(отмена операции).Если при этом на каком-нибудь участке кадра добавится резкое изображение,то нужно прорисовать этот участок на маске слоя белой кистью.
2)Как можно проверить,не зарисовалось ли при это резкое изображение на нижнем слое?
Для этого нужно несколько раз включить и выключить значок видимости верхнего слоя.Если при этом на каком-нибудь участке изображения на нижнем слое ухудшилась резкость,то нужно прорисовать этот участок на маске верхнего слоя черной кистью.
Особое внимание нужно уделить пограничной области РИП между слоями-именно от тщательности обработки этих мест будет зависимость,будут ли заметными переходы между слоями,или нет.
Это бывает особенно актуально,если,например,часть вертикальной волосинки паука попадает на верхний слой ,а остальная часть - на нижний слой.В этом случае,чтобы волосинка получилась резкой полностью ,необходимо тщательно прорисовать пограничную зону,постепенно уменьшая размер и жесткость кисти.
Все эти проверки желательно делать при большом масштабе просмотра.

Окончательная обработка изображения.Действия


После сшивания всех слоев,сливаем все слои вместе - Layer - Flatten Image.
Если загрузка файлов в ФШ производилась группами по 4-5 файлов,то загружаем в ФШ результат от предыдущей обработки и следующую группу из 4-5 файлов.И так до тех пор,пока не обработаем все снятые изображения.
После этого есть смысл произвести тщательный осмотр конечного результата (при большом масштабе просмотра).Как правило, даже при самой тщательной обработке не удается избежать того,что часть резкого изображения была где-то пропущена.Если находим на конечном результате нерезкий участок,то ищем исходный файл,на котором этот участок резкий и повторяем всю обработку для этого исходного файла и сшитого файла.И так до исправления всех нерезких мест.
Далее следует стандартная постобработка в ФШ.Возможные дефекты от сшивки кадров исправляют,используя инструменты Stamp(Штамп) и Healing Brush(Лечащая кисть). На этом процесс обработки можно считать законченным.


В подавляющем большинстве случаев изображение,полученное стекингом,выглядит абсолютно так же,как если бы оно было получено при съемке одного кадра объективом,неизвестно каким образом дающим феноменальную глубину резкости.Фактически же на самом же деле изображение является результатом сшивки целой серии кадров и имеет свои особенности,зависящие от того,каким образом при съемке располагались эти кадры.Это предопределило новый круг вопросов и проблем,возникающих при стекинге,не зависимо от того,сшиваются ли кадры в ФШ или в CombineZP и Helicon Focus.

1)Особенности кадрирования.
Если при съемки серии кадров фотоаппарат оказывается наклоненным в вертикальной плоскости (как правило,вниз) - то каждый кадр серии,начиная со второго,смещается в вертикальной плоскости друг относительно друга,и это смещение будет тем больше,чем больше угол наклона камеры и больше шаг изменения плоскости наводки на резкость. Размеры же резкого изображения,получавшегося на результирующем файле, определяются зоной суммарного пересечения всех кадров серии.При этом на самом верху или низу этого сшитого кадра мы имеем пересечение только части кадров.Из-за этого на изображении,полученном при сшивке таких вертикально сдвинутых кадров сверху или снизу изображения возникают полосы нерезкости и эту часть изображения приходится отрезать. Так выглядит такой кадр после сшивки -сверху сшитого кадра заметна нерезкая полоса:

Увеличение глубины резко изображаемого пространства с помощью стекинга [стекинг, ГРИП, наложение изображений]

В таких случаях при съемке нужно предусмотреть дополнительное место сверху или снизу изображения,чтобы после обрезки полос получить требуемое кадрирование.

2)Нарушение динамики изменения резкости.
Этот феномен наиболее характерен при съемке с большим увеличением и при ракурсах съемки анфас и три четверти.
Обычное распределение резкости вдоль снимка выглядит следющим образом: нерезкая зона - плавный переход в резкую зону - зона РИП - плавный переход в нерезкую зону - нерезкая зона.При использовании стекинга за счет значительного увеличения ГРИП это распределение нарушается,как это видно на снимке : здесь стекинг из пяти кадров (достаточный для попадания в ГРИП цикады целиком).

Увеличение глубины резко изображаемого пространства с помощью стекинга [стекинг, ГРИП, наложение изображений]

Здесь мы видим внизу на стебле такое распределение(слева направо) резкости : нерезкая зона - резкий "влет" в зону резкости- зона резкости - резкий "вылет" из зоны резкости.В этом случае, хотя сам объект попал в зону резкости, смотрится это не очень естественно (и не очень привлекательно).
Исправляется эта проблема следующим образом:при съемке серии кадров добавляется дополнительные кадры перед первым и после последнего кадра cерии,которые предназначены уже не для обеспечения резкости на самом объекте съемки,а для обеспечения плавного изменения резкости.После сшивки изображение на месте этих добавленных кадров можно немного размыть инструментом Blur.
Результат такого исправления:при съемке мы добавили один кадр до серии из пяти кадров и один кадр после серии (т.е. сейчас стекинг из семи кадров):

Увеличение глубины резко изображаемого пространства с помощью стекинга [стекинг, ГРИП, наложение изображений]

 

Увеличение глубины резко изображаемого пространства с помощью стекинга [стекинг, ГРИП, наложение изображений]

 

Увеличение глубины резко изображаемого пространства с помощью стекинга [стекинг, ГРИП, наложение изображений]

 

Увеличение глубины резко изображаемого пространства с помощью стекинга [стекинг, ГРИП, наложение изображений]

 

Увеличение глубины резко изображаемого пространства с помощью стекинга [стекинг, ГРИП, наложение изображений]

 

Увеличение глубины резко изображаемого пространства с помощью стекинга [стекинг, ГРИП, наложение изображений]

 

Увеличение глубины резко изображаемого пространства с помощью стекинга [стекинг, ГРИП, наложение изображений]

 

Увеличение глубины резко изображаемого пространства с помощью стекинга [стекинг, ГРИП, наложение изображений]

 

Увеличение глубины резко изображаемого пространства с помощью стекинга [стекинг, ГРИП, наложение изображений]

 

Увеличение глубины резко изображаемого пространства с помощью стекинга [стекинг, ГРИП, наложение изображений]

 

Источник: www.macroclub.ru

?




Похожие материалы:
Новые статьи:
Почитайте ещё:

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.

Войти



Поиск

На форуме

Powered By nZambi!

Случайные фотографии


Мокрица
Утренний лес
Пчеломуха
***-5
у воды
жуки-4
Удивительный мир макрофотографии)-4
Зеленая гусеница
Стрекоза











Последние комментарии


Долгоносик
Оставил: Глазков Павел
CROWNS
Оставил: SERGEI-ANGEL
CROWNS Здорово!
Crowns
Оставил: Сагиров Ваня
Crowns отлично, нет слов
Ящерица
Оставил: Сагиров Ваня
Ящерица Очень удачный кадр!
красна девица
Оставил: Алексей
красна девица Спасибо!
Брюквенница
Оставил: Евгения Зайцева
Брюквенница Спасибо, Валерий, исправила :)
мускари
Оставил: Тамаз
мускари очень красивое макро!
Вологда
Оставил: Глазков Павел
Вологда Занятная коллекция! )
Мордаха
Оставил: Mx110
Мордаха Спасибо ! )))) Эта прошла в полуфинал золотой черепахи 2011 года.