Выбор оборудования для макросъемки

Печать

Есть две причины, по которым макрофотография привлекает к себе внимание владельцев фотокамер. При съемке макро творческий процесс в большей степени зависит от технических навыков фотографа и уровня техники. Художником в данном случае выступает сама природа. Вторая же причина — это то, что результаты стабильно радуют кошелек, когда речь идет о съемке предметов для рекламных каталогов. В обоих воплощениях макро — сложное в техническом отношении направление фотоискусства, требующее серьезных затрат на оборудование.

Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
© neilcreek

Выбор камеры

Небольшая глубина резкости вынуждает искать наиболее удобные ракурсы. Чаще всего объект снимают «в профиль», расположив его параллельно объективу. Если снимать только «в профиль», снимки становятся слишком похожими друг на друга. Существуют альтернативные решения, позволяющие обеспечить необходимую глубину резкости:

Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Rollei X-ACT2
Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Парная вспышка Nikon R1C1

Возможности камер с несменной оптикой расширяют макронасадки (Close-UP, Macro Close-UP), которые крепятся на резьбе для светофильтров. Уменьшая минимальную дистанцию фокусировки, макронасадка позволяет получить снимки в более крупном масштабе. История восходит к насадкам Rolleinar, которые компания Franke & Haideke выпускала для байонетных креплений двухобъективных камер. Сегодня популярностью пользуются макронасадки от японских производителей — Hoya, Kenko, Marumi.

Простейший, наиболее распространенный вариант макронасадки — одиночная выпукло-вогнутая линза с плюсовыми диоптриями, помещенная в оправу с резьбой. Столь простая конструкция неизбежно приводит к ухудшению качества изображения, хотя на практике с такими линзами удается добиться весьма достойных результатов.

В последнее время более популярны насадки с двумя линзами, обладающие более высокими характеристиками. Для культовых псевдозеркалок их создатели сами предлагают такие «макрообъективы» (например, VCL-M3367 для Sony R1). По цене такие аксессуары приближаются к самой камере, а полученный набор все равно уступает зеркальному фотоаппарату со специальным объективом.

Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Набор переходных колец Kenko
Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Макронасадка Olympus MCON-40

 

Выбор объектива

Объектив для макро должен обеспечивать высокую резкость и контраст получаемого изображения. Основная характеристика макрообъектива — это масштаб съемки (увеличение объектива), указывающий на соотношение размеров реального объекта и его изображения, проецируемого на пленку или матрицу. При съемке объекта длиной 10 мм масштаб 1:1 позволяет получить на матрице или пленке изображение длиной 10 мм, масштаб 2:1 — 20 мм, 1:2 — 5 мм.

Большинство макрообъективов способны снимать в масштабе 1:1 на минимальной дистанции фокусировки (МДФ). МДФ указывает наименьшее расстояние до объекта съемки, при котором возможно получить резкое изображение. Как правило, минимальная дистанция фокусировки зависит от фокусного расстояния: чем оно больше, тем больше МДФ.

Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Оюъектив 105 mm f:2.8G AF-S VR Micro-Nikkor
Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Объектив Canon EF 180 mm f:3.5 L Macro USM

 

Следует иметь в виду, что МДФ рассчитывается от плоскости сфокусированного изображения (матрицы, пленки), а не от передней линзы, как у компактных камер. Поэтому расстояние от передней линзы до объекта всегда меньше указанной в характеристиках объектива МДФ. Скажем, объектив Micro-Nikkor 200 mm f/4, который имеет МДФ 50 см, способен снимать объект с дистанции 26 см от передней линзы.

Для съемки мелких насекомых оптимальным считается объектив с фокусным расстоянием 150–200 мм, позволяющий получать нормальный масштаб на расстоянии около полуметра. Объективы 50–100 мм приходится ближе подносить к объекту съемки, но для фотографирования статичных сюжетов этот вариант удобнее.

Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Объектив 200 mm f:4D ED-IF AF Micro-Nikkor
Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Объектив Canon EF 100 mm f:2.8 Macro USM

 

Для макросъемки подойдет любой специальный объектив. Основные качества обычной оптики — фокусное расстояние и светосила — в макро не столь важны. Расстояние до объекта можно сократить или увеличить, добившись нужного масштаба. Вместе с тем фокусное расстояние влияет на характер передачи пространства: чем оно выше, тем более «плоской» является картинка. Данная особенность является плюсом при студийной съемке предметов. Большое фокусное расстояние и высокая светосила позволяют уменьшать глубину резкости, оставив в фокусе какой-либо фрагмент объекта. Наряду со светосилой в характеристиках макрообъектива обычно указывается минимальная диафрагма, так как для многих сцен критичным параметром является глубина резкости.

На «художественные» свойства картинки влияет прежде всего оптическая схема. Некоторые объективы на любых диафрагмах рисуют жесткое изображение с высокой детализацией (среди них один из наиболее качественных и популярных — Tamron 90 mm f/2.8). Для съемки портретов, как правило, с успехом используют светосильные макротелевики. Прекрасными образами «портретной» макрооптики считаются Olympus 50 mm f/2 и Sigma 150 mm f/2.8. Эти объективы на открытых диафрагмах работают значительно мягче.

Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Объектив Olympus Zuiko Digital ED 50mm f:2.0 Macro
Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Объектив Tokina ATX PRO D AF 100 mm f:2.8 Macro
 

МДФ Увеличение Конструкция Габариты Фильтры Примечания
Canon EF-S 60 mm f/2.8 Macro USM 0,2 м 1x 12 линз в 8 группах 73 x 70 мм, 335 г 52 мм для цифровых камер (кроп 1,6х)
Canon EF 100 mm f/2.8 0,31 м 1x 12 линз в 8 группах 79 x 119 мм, 600 г 58 мм ультразвуковой мотор (USM)
Canon EF 180 mm f/3.5 L Macro USM 0,48 м 1x 14 линз в 12 группах 82,5 x 186,5 мм, 1100 г 72 мм один из лучших в линейке Canon
60 mm f/2.8D AF Micro-Nikkor 0,22 м 1x 8 линз в 7 группах 70 x 74,5 мм, 440 г 62 мм очень резкий
105 mm f/2.8G AF-S VR Micro-Nikkor 0,31 м 1x 14 линз в 12 группах 83 x 116 мм, 720 г 62 мм встроенный стабилизатор (VR)
200 mm f/4D ED-IF AF Micro-Nikkor 0,50 м 1x 13 линз в 8 группах 76 x 104,5, 1190 г 62 мм для съемки мелкой живности
Olympus Zuiko Digital 35 mm f/3.5 0,15 м 1x 6 линз в 6 группах 71 x 53 мм, 165 г 52 мм резкий, дешевый, компактный
Olympus Zuiko Digital ED 50 mm f/2 0,24 м 0,52x 11 линз в 10 группах 71 x 61,5 мм, 300 г 52 мм красивый рисунок
Pentax D FA Macro 50 mm f/2.8 0,2 м 1x 8 линз в 7 группах 67,5 x 60 мм, 265 г 49 мм редкий объектив
Pentax D FA Macro 100 mm f/2.8 0,3 м 1x 9 линз в 8 группах 67,5 x 80,5 мм, 345 г 49 мм аналог Tokina 100 mm
SAL-50M28 50 mm f/2.8 0,2 м 1x 7 линз в 6 группах 71,5 x 60 мм, 295 г 55 мм сложно найти в продаже
SAL-100M28 100 mm f/2.8 0,35 м 1x 8 линз в 8 группах 75 x 98,5 мм, 505 г 55 мм дорогой, резкий
Sigma Macro 50 mm F2.8 EX DG 0,19 м 1x 10 линз в 9 группах 71,5 x 66,5 мм, 315 г 55 мм недорогой, но качественный
Sigma Macro 105 mm f/2.8 EX DG 0,31 м 1x 11 линз в 10 группах 55,2 x 102,9 мм, 470 г 58 мм приятный рисунок
Sigma APO Macro 150 mm f/2.8 EX DG HSM 0, 38 м 1x 16 линз в 12 группах 80,5 x 142,4 мм, 920 г 72 мм красивый рисунок
Tamron AF SP 90 mm f/2.8 Di Macro 0,29 м 1x 10 линз в 9 группах 71,5 x 97 мм, 405 г 55 мм резкий и недорогой
Tokina ATX PRO D AF 100 mm f/2.8 Macro 0,3 м 1x 9 линз в 8 группах 73 x 95 мм, 540 г 55 мм резкий, солидный

Альтернативные варианты

Современная автофокусная макрооптика с фиксированным фокусным расстоянием — это наиболее затратный и серьезный инструмент, способный обеспечить лучшее качество и масштаб съемки. Однако есть несколько альтернативных, более доступных вариантов для зеркальных камер:

Универсальные автофокусные зум-объективы с функцией макросъемки. Обычные объективы-зумы, имеющие возможность съемки на близких дистанциях. Один объектив используется для решения совершенно разных задач. Наиболее экономичный и удобный вариант, но уступающий в плане результатов и возможностей специальной оптике. Популярные представители семейства — Sigma 17–70 f/2.8–5.5 DC Macro, Tamron AF 18–250 mm f/3.5–6.3 Di-II Macro.

Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Объектив Sigma APO Macro 150 mm f:2.8 EX DG
 Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Объектив Tamron AF 18-250 mm f:3.5-6.3 Di-II Macro

 

 
 

Широкоугольные объективы. Чем шире угол, тем меньше МДФ. На зеркалках с кроп-фактором умеренные широкоугольники могут быть использованы в качестве штатной оптики. Например, светосильный объектив Sigma AF 20 mm F1.8 EX DG позволяет снимать с расстояния 6,5 см от передней линзы (МДФ 20 см). Такой вариант не подходит для съемки мелких объектов (например, насекомых), так как не обеспечивает достаточного масштаба для получения их фотографий крупным планом. Сильны геометрические искажения по краям кадра.

Объектив с фиксированным фокусом и переходным кольцом. Кольца увеличивают расстояние от хвостовой линзы до плоскости пленки/матрицы, позволяя приблизить точку фокусировки к передней линзе и увеличивая масштаб картинки. Для усиления эффекта можно совместно использовать несколько колец. Популярен недорогой набор Kenko Extension Tube (12,20 и 36 мм). При их использовании сохраняется функция автофокуса, но рекомендуется ручная фокусировка, поскольку АФ не всегда возможен. Чаще приходится фокусироваться, просто изменяя дистанцию между камерой и объектом съемки. Наибольший эффект достигается, если в вашем распоряжении резкий «полтинник» или объектив 35 мм. Кольца можно применять с любыми объективами — даже в сочетании со специальными макрообъективами, для изменения их технических характеристик. Но владельцам цифровых зеркалок Canon с кроп-фактором 1,6х стоит учитывать, что с объективами серии EF-S нельзя использовать кольца Kenko: кольца имеют «обычный» байонет EF. Для такого случая подойдут фирменные кольца от Canon.

Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Объектив Lensbaby
Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Набор переходных колец Kenko

 

Варианты с ручной фокусировкой, как правило, приобретаются на рынке б/у-техники из соображений экономии (автофокус в макро не всегда необходим). Либо это современные объективы высочайшего качества (например, новый Zeiss Macro Planar 100/2). Позволяют добиваться прекрасных результатов при съемке статичных сюжетов. К этой же категории можно также отнести творческие объективы-монокли (см. www.lensbabies.ru) и съемку мелких объектов при помощи макромеха. У владельцев зеркалок Canon и Pentax пользуется спросом советский макромех с резьбой М42, используемый вместе с переходником на байонет камеры и перевернутым штатным объективом от «Зенита».

Осветительное оборудование

В отличие от художественных видов съемки, в макро рисунку света и тени уделяется намного меньше внимания. Тем не менее именно свет — главное в макро.

Существует отдельный класс выносных вспышек, позволяющих получать равномерное бестеневое освещение. К горячему башмаку подключается только контроллер, который отвечает за работу вспышки. Излучатель в форме кольца крепится непосредственно на резьбе объектива — наподобие бленды. Отсюда название — кольцевая вспышка (Ring Flash). С контроллером излучатель связан при помощи провода (реже — ИК-синхронизатора). Резьба, как правило, подходит к большинству макрообъективов — 55 мм. Если резьба вспышки и объектива не совпадает, можно воспользоваться переходником (продают их, к примеру, «Фотомастерские РСУ» — www.camera.ru). Отметим, что использование понижающего переходника (например, с 55 мм на 49 мм) может приводить к виньетированию.

Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Кольцевая вспышка Nikon SB-29
Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Кольцевая вспышка Sony HVL-RLAM

 

 
 

За счет равномерного яркого освещения объекта кольцевая вспышка позволяет достигать максимальной резкости изображения. Оборотная сторона медали — потеря объема изображения, «плоская» картинка (этот эффект еще более увеличивает большая ГРИП и высокое фокусное расстояние). «Художественной» особенностью такой вспышки является эффект ореола вокруг объекта с бликом на объемных формах. Благодаря специфическому «глянцевому» рисунку кольцевые вспышки традиционно используются не только в макро, но и в фэшн-фотографии. Дэвид ЛаШапель, автор известных портретов голливудских звезд, добивался впечатляющих результатов, используя при съемке своих моделей кольцевую вспышку и широкоугольный объектив.

Выбор кольцевых вспышек отличается разнообразием: Canon MR-14EX, Olympus SRF-11, Sony HVL-RLAM, недорогие совместимые кольцевые вспышки для Canon и Nikon — Bower SFDRL14, Dot Line DL-DRF14, Sigma EM-140 DG, Phoenix RL-59N, Sunpack Dmacro. Мы указали лишь наиболее интересные по потребительским характеристикам модели совместимых кольцевых вспышек, выпускающихся для зеркалок Canon и Nikon. Несомненным лидером среди них в России является Sigma EM-140 DG (что обусловлено наличием этой вспышки в магазинах). Существуют и насадки для обычных накамерных вспышек, позволяющие превратить их в подобие кольцевой.

Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Кольцевая вспышка Phoenix RL-59N
Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Кольцевая вспышка Olympus SRF-11

 

 
 

Для компактных цифровых фотоаппаратов можно приобрести ведомую кольцевую вспышку, которая срабатывает от основной — например, Digi-slave L-Ring Ultra II LED. Благодаря большой глубине резкости, характерной для цифрокомпактов, и завидной равномерности освещения «примитивная» система на основе кольцевой вспышки и «цифромыльницы» позволит добиваться очень хороших результатов. Интересен маломощный кольцевой светодиодной осветитель постоянного света AcmePower RL-1200, который способен работать от батареек или от сети.

В последнее время все более популярен промежуточный вариант между кольцевой и обычной вспышкой — Twin Flash. Это конструкция на основе двух вспышек, закрепленных с помощью кольца на объективе на равном расстоянии друг от друга. Такая конструкция обеспечивает равномерную яркость картинки, сохраняя объем изображения (за счет образующихся теней), и обладает более высокой мощностью, чем кольцевая. Такие вспышки пришли на смену кольцевым в линейках ведущих производителей: Canon MT-24EX, Nikon R1C1, Olympus STF-22. Ведущее число — 22 метра для Canon и Olympus, 20 метров для Nikon. Владельцы зеркалок Nikon и Olympus могут приобрести эти вспышки отдельно от управляющего модуля.

Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Парная вспышка Nikon R1C1
Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Парная вспышка Canon MT-24EX

 

 
 

В неспешной съемке подвижных объектов вместо кольцевой вспышки удобнее использовать несколько галогенных осветителей, что позволяет гибко контролировать характер освещения и более свободно работать с камерой (хотя бы потому, что на ней не установлено тяжелых вспышек). Если у вас цифровая камера, можно взять строительные прожекторы по 150 руб. за штуку. Пленочные камеры не позволяют гибко настраивать температуру цвета, так как вариантов пленок всего два — дневной свет и лампы накаливания. Для съемки на пленку стоит приобрести комплект специальных галогеновых светильников. Например, Rekam Light Kit — три лампы мощностью 250 Вт на стойках, укомплектованные отражателями. Стоит такой набор от 6 тыс. рублей, однако всего трех источников света может оказаться для наших задач недостаточно.

Более серьезный вариант — мощный галогенный источник на стойке, укомплектованный софт-боксом. Мягкий рассеянный свет, создаваемый софт-боксом, эффективен при съемке предметов. Другой вариант — бестеневая палатка (Light Cube). Это «палатка», в которую помещается объект. Она изготовлена из полупрозрачного тонкого матового пластика и, как правило, освещается на просвет внешним источником. Стоимость такого изделия начинается от 3 тыс. рублей.

Часто используется столик для предметной съемки с комплектом маломощных галогенных светильников. Столик представляет собой гибкий, но достаточно твердый пластиковый фон белого цвета, закрепленный на металлическом каркасе. Он может освещаться фронтально (с помощью светильников, закрепленных по периметру столика) или на просвет, работая в последнем случае на световой стол (Light Table). Простые столики среднего размера от таких производителей, как Rekam или Falcon Eyes, обойдутся от 3,5 до 5 тыс. рублей. Существуют более сложные, гибкие в использовании, дорогие решения — например, Cubelite Light Table www.lastolite.com.

Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Световой стол Cubelite Light Table
Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Световой стол Cubelite Light Table
Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Sinar P3
Выбор оборудования для макросъемки [оборудование, теория, макросъемка]
Sinar F3

Источник: http://prophotos.ru




Похожие материалы:
Новые статьи:
Почитайте ещё:

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.