Макросъемка.РФ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Теория и практика Макрофотография: "Что" и "Как"

Макрофотография: "Что" и "Как"

Печать

Макрофотография:

Меня частенько спрашивают:

 

- Как вы фотографируете этих насекомых? Они ведь такие шустрые - к ним и на пару шагов подойти не всегда удается, а вы снимаете их с такого расстояния, что не только все усики и лапки видно, но даже выражение глаз! Как вам это удается?

Вы знаете какой-то особый секрет или вы их сперва ловите, обрабатываете каким-то препаратом, а потом накалываете, насаживаете или приклеиваете к цветку или травинке?

 

Ужасное предположение, не правда ли?

Для меня макросъемка - это процесс истинного творчества, время, когда я нахожусь один на один со своей крошечной моделью, стараюсь услышать ее голос, почувствовать еле уловимую просьбу не испугать, не причинить боль.

Должны были пройти годы для того, чтобы я поняла - действительно красивая, эмоциональная, интересная работа может получиться лишь в том случае, если я хотя бы на миг влюблюсь в то, что будет затем запечатлено на слайде на всю оставшуюся жизнь. И если мне это удается - кадр получается замечательный; а если я поторопилась, нажала на спуск до того, как поняла, зачем я это делаю, что я вижу и что хочу показать своим зрителям, - в этом случае ни я, ни мои зрители не увидят ничего, кроме сухой констатации того, что есть такой-то объект и вот его фотографическое изображение. В кадре не будет ни эмоций, ни пространства, ни солнечного света, а самое главное - в нем не будет жизни. Такие кадры я не люблю и всегда злюсь на себя за поспешность и невнимательность.

Макрофотография:

Если вы решите заняться макросъемкой, в первую очередь примите, как аксиому, тот факт, что этот вид фотографии - в первую очередь именно творчество. Макросъемка не допускает ремесленничества, сухого исполнения кем-то поставленной задачи. В макросъемке задачу всегда ставит сам фотограф. Именно он решает, откуда будет падать свет, уйдет солнышко за тучку, спрячется за соседним листом или ярко осветит раскинувшееся вокруг пространство. Именно фотограф приглашает понравившуюся ему модель и строит кадр таким образом, чтобы ничто лишнее, постороннее не отвлекало от красоты и первозданности нежной стрекозы или яркой бабочки, важного жука или торопливой божьей коровки.

В жанре макросъемки очень сложно выполнять съемку «на заказ». Я всегда стараюсь отказаться от предложений выполнить съемку «вредителей, поедающих капусту или плодовые» или «бабочек, сидящих именно на ромашках, в профиль, в яркий солнечный день». Такие заказы имеют право на существование, так как есть очень много соответствующих профильных изданий, которые нуждаются в материале, снятом с подобающей энтомологической чистотой и правильностью. Но это не мой жанр. Я стараюсь объяснить заказчику, что как художник не может написать безукоризненный портрет, не внося в него своего видения изображаемого человека, так и фотограф, подходящий творчески к решению поставленной задачи, всегда преподнесет вам кадр, в котором будет все, что вы заказывали, но и еще что-то, что нельзя описать словами, но можно сразу же увидеть сердцем.

Макрофотография:

Однако есть и другая сторона макросъемки - отношение к ней, как к ремеслу, приносящему определенный доход и решающему именно поставленную заказчиком задачу. Но в этом случае забудьте о таком понятии, как творчество. Четко и добросовестно выполняйте поставленную перед вами задачу - не забывайте о необходимости показать объект максимально достоверно с энтомологической точки зрения, выберите такое соотношение выдержки и диафрагмы, чтобы обеспечить глубину резкости, передающую весь объект одинаково четко. Позаботьтесь о наличии вспышки или иного источника дополнительного света, обеспечивающего равномерное и бестеневое освещение всего поля кадра и объекта съемки в частности. Строго следуйте поставленной задаче - не ищите в кадре сюжетную линию, не пытайтесь привнести в него свое видение и свои эмоции: в данном случае все это излишне, заказчик ждет от вас совершенно иного - ему нужно четкое выполнение поставленной им задачи, а именно грамотно выполненный снимок данного конкретного насекомого.

Что касается меня, то я все же предпочитаю в нашем сегодняшнем разговоре поскорее миновать этап обсуждения ремесленнического подхода к макросъемке и больше времени уделить творческому подходу с фотографии. Не побоюсь показаться излишне резкой, но мне претит любое смешение ремесленничества и творчества. Увы, но там, где начинаются понятия «деньги-количество-сроки», там заканчивается истинное творчество. Я ни в коей мере не хочу обидеть фотографов, работающих исключительно «под заказ» (я и сама огромную часть своих снимков выполняю именно по заказу того или иного издательства, компании и т.д.), но я уверена, что все они согласятся со мной, что кадры, выполненные «для себя», пронизанные чувством, эмоцией, обожанием или состраданием к объекту съемки - они иные. Когда на такой кадр находится покупатель, очень сложно назвать для него цену, потому что, сколько бы не было заплачено, эта сумма никогда не станет истинным отражением скрытых в кадре эмоций, вложенных сил и чувств. Такие кадры я предпочитаю просто дарить, дабы не смешивать, как я уже говорила раньше, двух совершенно разных понятий: деньги и настоящее творчество.

Макрофотография:

Однако вернемся к тому вопросу, которым я начала наш сегодняшний разговор: как же мне удается «поймать» в кадр этих крошечных и непоседливых энто-моделей?

Поделюсь с вами своими маленькими секретами. Во-первых, всегда выходите на такую съемку в одиночестве. Не берите с собой ни детей, ни друзей и подруг - они будут отвлекать не столько вас, столько тех, кого вы хотите снимать. Помню, однажды в погожий летний день я решила отправиться с детьми в поле и поснимать своих любимых бабочек и стрекоз. И что же вы думаете, делали мои дети? Они с сознанием абсолютной своей правоты и необходимости бегали по полю и кричали:

- Мама, лови их, мы гоним бабочек к тебе! Снимай их скорее! Вон их сколько!

Безусловно, съемки в тот день не получилось, однако получилась чудесная прогулка, от края и до края наполненная солнцем, смехом и весельем. Так что и вам я советую отправляться на макро-фото-охоту в одиночестве - в этом случае никто, кроме случайного прохожего или неосторожной дождливой тучки не сможет помешать вам.

Обязательно вооружитесь следующим комплектом снаряжения:

- удобная обувь (ни в коем случае не сандалии или босоножки - в них вы рискуете поранить ноги, ступая, не глядя, именно туда, где просто должна будет очутиться ваша нога в следующий - самый ответственный! - момент съемки).

- тонкие брюки или бриджи, прикрывающие колени от колкой травы, а уж тем более - крапивы и других жгучих растений.

- резиновые наколенники (они продаются во всех крупных садово-огородных магазинов и предназначены для дачников, обожающих на коленках копаться в земле, но не желающих при этом портить свои брюки). Кроме защиты от грязи эти наколенники предотвратят появление на ваших коленках следов от болезненных уколов, которых не миновать из-за постоянных «встреч» с различными сучками и камешками. Уверяю вас, вы обязательно не заметите эти «мирские сущности» просто потому, что вообще не будете обращать внимание на то, где и как вы передвигаетесь - единственным объектом, который вы будете держать в сфере своего пристального внимания, будет та самая несравненная бабочка или невесомая стрекоза.

- на голову оденьте бандану или косынку; я не советую надевать панаму или кепку, потому что они обладают большей «летучестью» и «падучестью» и могут неожиданно покинуть свое место в самый неподходящий момент и тем самым спугнуть вашу энто-модель.

- на верхнюю часть туловища тоже обязательно что-нибудь оденьте, дабы не сгореть под ярким летним солнцем - но не яркое и не броское, чтобы не явиться нелепым и устрашающим цветовым пятном на привычном для бабочек и стрекоз лугу, а потому не вселить в них чувство тревоги и опасности.

Макрофотография:

Экипировку мы с вами обсудили. Теперь настал черед перейти к обсуждению аппаратуры.

В первую очередь выбираем объектив. Непререкаемым авторитетом и в данном жанре являются объективы класса «макро». Так как я уже долгое время являюсь верным поклонником компании Canon и снимаю камерой Canon EOS1DsMarkIIили CanonEOS20D, то и объектив я предпочитаю Canon EF 100mm f/2.8 Macro USM. Еще больше удовольствия доставит вам общение с объективом типа Canon EF 180mm f/3.5L Macro USM - однако не стоит забывать о его «ценовых недостатках», а потому встречу с ним можно отложить на то время, когда вы будете считать себя абсолютным ассом в жанре макросъемки и сможете позволить себе любые прихоти и удовольствия в магазине фото-принадлежностей. Ну а пока хороших результатов вы добьетесь и в сотрудничестве с объективом типа Canon EF 50mm f/2.5 Compact Macro, который, однако, уступает своему «собрату» со 100mm фокусным расстоянием. Должна заметить, что для получения изображения, аналогичного тому, что дает «сотка», вы можете оснастить свой «полтинник» специальным lifesize-конвертером, но не забывайте, что в этом случае расстояние от объекта съемки до передней линзы будет вдвое меньше, а это обстоятельство не всегда играет на руку фотографу. Второй существенный недостаток данного «тандема» заключается в том, что в сумме объектив Canon EF 50mm f/2.5 Compact Macro и lifesize-конвертер стоят существенно дороже, чем один Canon EF 100mm f/2.8 Macro USM.

Если вы не планируете ограничивать возможности макросъемки возможностями вашего объектива и вас не пугает необходимость приближаться к объекту съемки на сверхмалые расстояния, обязательно воспользуйтесь комплектом удлинительных колец (Extension Tube), которые не имеют оптических элементов и устанавливаются между объективом и корпусом фотоаппарата.

Подобная конструкция увеличивает расстояние между плоскостью матрицы (пленки) и объективом и позволяет объективу фокусироваться с более близкого расстояния. Тем самым вы имеете возможность снимать выбранный вами объект с еще большим увеличением.

Кроме наличия фотокамеры и необходимой оптики вам следует иметь при себе портативный монопод. Поверьте, данный аксессуар отнюдь не будет излишним, а наоборот позволит вам на целую ступень, а то и две поднять значение диафрагмы, либо уменьшить значение требуемой выдержки. Тем самым вы гарантированно убережете свои кадры от столь обидного «смаза» и наполните их четкостью и яркостью.

Обязательно всегда держите под рукой заряженные до предела аккумуляторы, чистые карточки либо устройство для считывания и записи информации с них. Поверьте, что при всей миниатюрности снимаемых объектов, макросъемка оказывается жутко «прожорливой» в отношении числа потраченных на нее кадров, и вам будет страшно обидно, когда в самый интересный, ключевой момент съемки камера известит вас либо о том, что у нее заканчиваются энергетические ресурсы, либо исчерпано место на карте памяти.

Не забывайте про использование фильтров - особенно фильтров класса «Protect» (защитный), так как они могут оказать вам неоценимую помощь, когда вы выйдете на съемку ранним утром и случайно окропите свой объектив каплями ледяной утренней росы.

Макрофотография:

И в заключении не могу не остановиться на таком необходимом аксессуаре макросъемки, как источнике дополнительного освещения. Оптимальным решением для фотокамер Canon является, безусловно, вспышка Macro Twin Lite MT-24 EX. Управление соотношением мощностей ламп и их расположением по вертикали и по горизонтали позволяют получить разнообразные световые эффекты и осветить макромодель так, чтобы ни одна даже самая сокровенная деталь не осталась без внимания, но одновременно и не была выставлена напоказ с неприсущей ей откровенностью и бесстыдством. «Младшая» модель этой вспышки - Canon Macro Ring Lite MR-14EX вследствие особенности своей круговой конструкции позволяет осветить объект ровным бестеневым светом, но именно этот факт дает в большинстве случаев слишком ровную, «плоскую» картинку.

Переходим к обсуждению третьего и, пожалуй, самого важного аспекта макросъемки - к собственно поведению фотографа в период ее выполнения. Что можно и что нельзя делать? Когда можно и даже нужно поторопиться, а когда следует чуть-чуть подождать и набраться терпения? Ответы на все эти вопросы приходят с опытом, и я каждый сезон открываю для себя все новые и новые секреты, которыми не спешит делиться с нами мир окружающей природы. В первую очередь запаситесь терпением и временем. Будьте уверены, что никакие дела не поторопят вас и вы не будете вынуждены бросить любимое занятие в самый разгар съемки. Творчество в любом своем проявлении не терпит суеты. Кроме того, суета и нервозность фотографа тут же отразятся на его движения и все самые нежные и робкие фотомодели разлетятся, оставив вас в недоумении, отчего луг, всего пару минут назад бывший таким «звонким» и радостным от многообразия кружащихся над ним насекомых, вдруг опустел и затих.

Итак, вы вступаете во владения макромира. Будьте осторожны: сперва внимательно оглядитесь вокруг, прислушайтесь, станьте частью этого мира и лишь потом делайте первые шаги. Вам приглянулась вон та бабочка на нежном фиолетовом цветке. Не торопитесь двигаться в ее направлении. Посмотрите, есть ли рядом такие же цветки и по возможности расположитесь максимально близко к ним. Фотокамеру держите наготове - питание камеры включено, монопод раскрыт на нужную высоту, крышка с объектива снята, режим съемки установлен в положение «серия», указательный палец лежит на спусковой кнопке - и мелкими, тихими шагами продвигайтесь в выбранном направлении. Никаких резких движений, никаких взмахов руками или громких слов. Помните, что вы - часть этого макромира, а в нем нет места для суеты и нервозности. Вы приблизились к выбранной энто-модели на нужное расстояние - и сразу же делайте первый кадр. Не жалейте пленку или место на карте памяти - снимайте, снимайте и снимайте! Движения бабочки так нежны и, в то же время, стремительны, что вы и глазом моргнуть не успеете, как это невесомое создание взмахнет крылышками и улетит. Однако в вашем архиве уже будут сказочные кадры и для вас эта бабочка навсегда останется сидящей на этом нежном цветке.

Отправляясь на съемку стрекоз, старайтесь сперва определить то место, на котором они предпочитают сегодня останавливаться «на посадку» и расположитесь в максимальной близости от него. У стрекоз прослеживается странная тяга неоднократно опускаться на одну и ту же травинку, веточку, сучок, поэтому набравшись терпения и уютно обустроившись вблизи такого «аэродрома» вы сможете запечатлеть все стадии этой макро-посадки.

Если же вы хотите сделать фотопортрет кузнечика, вам следует придерживаться иной тактики. Кузнечики - очень любопытные создания. Прислушайтесь, откуда их звонкие трели доносятся громче всего? - и смело внедряйтесь в самую сердцевину этого оркестра, усаживайтесь - а еще лучше укладывайтесь - поудобнее и ждите. В скором времени эти робкие музыканты обязательно выглянут из-за каждой травинки и на вас уставится целая сотня относительно больших миндалевидных глаз. Тут уж дело за вами - не делайте резких движений, не пугайте их, но снимайте, снимайте и еще раз снимайте.

Еще одним очень интересным объектом макросъемки являются божьи коровки. При всей своей игрушечности и внешней усидчивости они являются настоящими спринтерами в мире насекомых и, останавливаясь, подобно ежам, втягивают свои лапки и становятся похожими на неживые, пластмассовые пестрые капельки. В первое время съемка неподвижных божьих коровок может приносить вам удовольствие, однако однажды увидев, как живо и гармонично смотрится в кадре эта круглая ягодка, бегущая куда-то по своим делам на крошечных черных ножках с растопыренными крошечными усиками, вы уже не позволите себе запечатлевать ее в неподвижном состоянии. «Движение - жизнь!» - и для божьей коровки этот девиз справедлив не только в реальной среде, но и на фотографическом кадре.

Вот, пожалуй, и все. Я постаралась поделиться с вами именно своим видением особенностей макросъемки. Полностью отдаю себе отчет в том, что оно может не совпадать с мнением многих и многих приверженцев этого прекрасного жанра, однако хочу повториться снова: фотография для меня - это в первую очередь творчество. А в творчестве нет места для безликости и однотипности. Творчество - это всегда в первую очередь индивидуальность.

Дерзайте, пробуйте, ищите и ошибайтесь - только в этом случае вы сможете найти то, что вы ищите, взяв в руки прекрасный инструмент для реализации себя и своего видения на этот огромный и безграничный, прекрасный и ужасный мир - фотокамеру.

Источник: mirmacro.com




Похожие материалы:
Новые статьи:
Почитайте ещё:

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.

Войти



Поиск

На форуме

Powered By nZambi!

Случайные фотографии


Еловая иголка
Крестовик на закате
пчелёнок
Одна сотая секунды
признак весны 3
Crown
Рогатый гигант
паук
жуки-8











Последние комментарии


Долгоносик
Оставил: Глазков Павел
CROWNS
Оставил: SERGEI-ANGEL
CROWNS Здорово!
Crowns
Оставил: Сагиров Ваня
Crowns отлично, нет слов
Ящерица
Оставил: Сагиров Ваня
Ящерица Очень удачный кадр!
красна девица
Оставил: Алексей
красна девица Спасибо!
Брюквенница
Оставил: Евгения Зайцева
Брюквенница Спасибо, Валерий, исправила :)
мускари
Оставил: Тамаз
мускари очень красивое макро!
Вологда
Оставил: Глазков Павел
Вологда Занятная коллекция! )
Мордаха
Оставил: Mx110
Мордаха Спасибо ! )))) Эта прошла в полуфинал золотой черепахи 2011 года.