Макросъемка.РФ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Теория и практика "Макроизмерение". Секреты макросъемки компактной камерой.

"Макроизмерение". Секреты макросъемки компактной камерой.

Печать

Своими секретами макросъемки с нами делится профессиональный фотограф - Петров Геннадий.

Макрофотография сегодня – один из популярнейших жанров в фотоискусстве. Вполне естественно, что многие фотолюбители начинают свою деятельность с доступных по цене компактных камер. Однако, не получив скорых и качественных результатов, многие начинают склоняться к выводу, что для повышения качества снимков следует переходить на более продвинутую зеркальную технику. Смею заверить, что при разумном подходе и у компактных цифровых аппаратов еще достаточно ресурса, чтобы удовлетворить запросы фотолюбителей, тем более тех, чей бюджет ограничен. В макрофотографии существует целый ряд нюансов, знание и применение которых на практике позволит тебе повысить качество снимков даже без приобретения дорогостоящей техники.

1. Во многих цифрокомпактах штатный макрорежим требует для наибольшего увеличения приблизить объектив почти вплотную к модели, но, к сожалению, не всякая букашка позволит проделывать с собой такие вольности. Кроме того, у многих типов фотоаппаратов в режиме макро отключается вспышка и пропадает возможность использовать зум, а это настолько удобные опции, что без них во время съемки очень часто испытываешь ощущение дискомфорта. При недостаточной же освещенности без вспышки практически невозможно что-либо сфотографировать. Но все эти трудности преодолеваются, если применить дополнительные линзовые насадки.

2. Существуют стандартные насадки различных фирм-производителей, которые прикрепляются к аппарату через переходную втулку, которая крепится к корпусу камеры, или устанавливаются непосредственно на объектив. Однако, чтобы обойтись минимальными расходами, можно применить подходящие по параметрам линзы от другой аппаратуры. Имея в своем распоряжении ряд оптических принадлежностей, оставшихся от кинокамеры «Кварц», я предпочел выточить переходные втулки из пластмассы и ввиду небольших размеров насадочных линз надевать их при помощи переходников непосредственно на объектив.

3. Кроме насадочных линз, для получения еще большего увеличения можно использовать сменные объективы от различных фотоаппаратов. Ну, например, от аппарата «Зенит». Для крепления подобного объектива также вытачивается переходник, надевающийся на корпус объектива. С другой стороны переходника можно нарезать резьбу или вклеить кольцо с резьбой от зенитовского светофильтра, благодаря чему появляется возможность вкручивать объективы лицевой стороной к переходнику, при этом задняя часть объектива направляется в сторону объекта съемки.

На приведенном снимке можно видеть все те принадлежности, с помощью которых были сделаны описанные далее макрофотографии.

4. макрофотографии, как впрочем, и в фотографии вообще, освещение играет очень важную роль. Ведь от правильной организации световой схемы во многом зависит качество полученного снимка.

Чтобы избежать зависимости от внешних условий, очень удобно применять штатную вспышку, однако из-за компактности этого источника света на фотографиях часто получаются «провальные» тени и пересвеченные участки. Для сглаживания этих недостатков многие макрофотографы конструируют собственные системы освещения. Для умелых рук ничего не стоит за вечер при помощи паяльника, медной проволоки, фольги, скотча и матовой полиэтиленовой пленки соорудить простой, но достаточно эффективный рассеиватель к штатной вспышке, который позволит существенно увеличить площадь осветителя и, кроме того, увеличить угол, между оптической осью объектива и направлением потока света. Если этого не сделать, некоторые участки на фотографии окажутся пересвеченными, из-за того, что многие мелкие детали растений и насекомых имеют ярко выраженный световозвращающий эффект (такой же, например, как у дорожных знаков).

5. темное время суток для выбора объекта съемки, а также для наводки фотоаппарата на резкость требуется подсветка. Для ее организации удачно подходят белые сверхъяркие светодиоды, запитанные от дополнительного аккумулятора. Впрочем, и сам фотоаппарат через систему понижения напряжения можно подключить к тому же источнику питания, ведь штатный аккумулятор во время использования вспышки разряжается достаточно быстро.

Конечно, подобный способ не лишен недостатков, но зато такой прибор сравнительно несложен в изготовлении, и при минимуме финансовых затрат обеспечивает достаточно качественный свет.

6. Чтобы увеличить глубину резкости на снимке, можно использовать несколько смежных кадров, сделанных с небольшим сдвигом вдоль оптической оси объектива. Для этого необходимо иметь снимки, полученные в одинаковом масштабе, что возможно только в режиме ручной фокусировки. В таких случаях эффективно вести съемку со штатива, а наводку на резкость производить путем небольшого наклона аппарата в сторону снимаемого объекта. Последующее объединение кадров можно произвести автоматически с помощью программы CombineZ или вручную в графическом редакторе Adobe Photoshop.

Ну вот, пришло время поговорить и о самих макрофотографиях.

Сразу хочу отметить одну немаловажную деталь, присутствующую на всех приведенных в статье работах. Дело в том, что я не стремлюсь максимально точно передать тонкости цветовой палитры, видимой нами в природе. Напротив, многие опубликованные снимки насыщены искусственными красками, за что периодически получаю критические замечания. Тем не менее, выбранный мною стиль позволяет перевести обыденные в жизни моменты в разряд фантастических, а стало быть, настраивающих зрительское восприятие на то, чтобы поверить в реальность осмысленности действий, происходящих с насекомыми-героями.

Для меня важнее показать, что мир у нас под ногами максимально наполнен жизнью, драматизмом и непрестанной борьбой за существование, чем просто запечатлеть красивую бабочку, дремлющую на не менее красивом цветке, усеянном капельками утренней росы. А насколько оправдан такой подход к созданию изображений, судить тебе, уважаемый зритель и читатель.

Фото 1 «Help me!»

«Help me!» – Помогите!

Снимок сделан в двадцати метрах от дома, практически в центре города на лужайке. Паук называется аргиопа. Это самка, которая значительно крупнее самца. Обычно свои сети она плетет низко в траве, и снимать ее довольно трудно. В данном случае стрекоза попалась не в саму сеть, а в верхние растяжки, благодаря чему появилась возможность запечатлеть драму на фоне неба. Снимать пришлось лежа, от самой земли, притоптав газон около музыкальной школы. Стрекоза рвалась, пытаясь высвободиться из плена, впоследствии даже разодрала одну пару крыльев, не затянутую паутиной, но вызволять ее было уже бесполезно из-за плотной закрутки паутиной другой пары крыльев. Глядя в эти трогательные глаза, невозможно не поверить в то, что стрекоза на самом деле в отчаянье зовет кого-нибудь на помощь.

Съемка велась при контровом свете солнца, которое находилось слева вверху, но, благодаря вспышке с рассеивателем, освещение получилось равномерным. В данном случае применялась макронасадка оптической силой +5 диоптрий, что соответствует фокусному расстоянию 200 мм.

Фото 2  «Танец в тишине»

«Танец в тишине»

На фотографии изображен жук ринхит на листке мяты. Съемка проходила в студийных условиях – необходимо было изобразить динамику движения, и лишний свет, в данном случае, непременно привел бы к смазу изображения. Да и удерживать непрерывно ползающего жука в поле зрения в естественных условиях практически невозможно, а маленькая веточка мяты, поставленная в стакан с водой, ограничивала перемещение насекомого определенными рамками. Кроме штатной вспышки, применялась также ведомая вспышка, закрепленная сверху, в качестве заполняющей, с большой площадью рассеивателя для создания равномерного светового потока. Использовалась макронасадка +5 диоптрий. Фотоаппарат располагался на штативе. Сделано было несколько сотен динамичных кадров, отобран и опубликован лишь один.

Следующие два снимка посвящены процессу рождения комаров. И хотя вряд ли кто-нибудь испытывает уж очень теплые чувства к этим созданиям, сам момент выхода насекомых из воды, на мой взгляд, заслуживает внимания. Съемка проходила в помещении. Личинки и куколки комаров за пару дней до фотосессии были помещены из садовой бочки вместе с водой в обычный стакан. Яркий цвет воды обеспечивается благодаря фоновому отражению. Поскольку процесс выхода комаров на поверхность имел совершенно непредсказуемый характер, то вся съемка растянулась на несколько часов. Я же в период съемки занимался параллельно другими делами и, если успевал заметить кульминационный момент, то делал снимки, если нет, то становился жертвой фотомоделей. Наверное, это удел многих фотографов – страдать от хищного поведения чересчур привередливых особ и сносить если и не кровавые физические уколы, то эмоциональные, но оттого не менее болезненные.

В качестве макронасадки использовался зенитовский объектив Юпитер-37А с оптической силой +7 диоптрий и фокусным расстоянием 135 мм. Освещение создавалось штатной вспышкой с рассеивателем.

При съемке появления на свет одиночного комара техника освещения была несколько усложнена, а именно: кроме штатной вспышки с рассеивателем использовалась ведомая вспышка, расположенная справа и за объектом съемки, а слева находилась подсветка, состоящая из галогеновой лампы с отражателем.

Фото 3 «Рождение комаров»

Фото 4  «Преображение»

«Водопой»

На протяжении долгого времени очень хотелось снять стафилина великолепного, жука с мягким и удивительно проворным телом. Летом, хотя я и встречал неоднократно этого весьма активного хищника, даже близко не смог подойти к нему, настолько быстро это насекомое от стадии поиска пропитания переходило в активную стадию полета при появлении со стороны даже незначительной опасности. И это притом, что его крылья в походном положении сложены вчетверо и убраны под небольшие надкрылья на спине. Но помогла осень. С похолоданием грузные насекомые уже не в состоянии летать, и потому продолжают свою жизнедеятельность, перемещаясь по земле.

Съемка жука происходила в помещении. После дня, проведенного в закрытой коробке, насекомому было предложено угощение в виде зеленого листочка с капелькой воды, от которого герой снимка не отказался и тут же устроил водопой, за чем и был неоднократно запечатлен. После съемок, разумеется, модели отпускаются на волю, что сделать, кстати, в моем случае совсем не сложно, поскольку окна в моей «мастерской» расположены на первом этаже, да еще и с выходом в небольшой садик.

Освещение – от штатной вспышки с рассеивателем. В данной работе использовалась макронасадка с оптической силой +5 диоптрий

Фото 5 «Водопой»

«Фея листвы»

Златоглазка перламутровая – очень красивое и не менее полезное насекомое. Но фотографировать ее довольно сложно из-за больших крыльев, от которых можно запросто получить отражение источника света, в виде портящего всю картину блика. Чтобы сохранить перламутровый оттенок, фактурность и прозрачность крыльев, была использована следующая световая схема: штатная вспышка с рассеивателем – ведущая; первая ведомая вспышка сверху с большим рассеивателем; вторая ведомая вспышка с небольшим рассеивателем слева внизу; отражатель из фольги справа внизу. Здесь также применялась макронасадка +5 диоптрий.

Фото 6 «Фея листвы»

«Kiss Me!»

В качестве фона для этой фотографии пригодился томик А.С. Пушкина. Так что Александр Сергеевич в некоторой степени оказался соавтором этой работы, и, может быть, поэтому снимок пропитался такой поэтической одухотворенностью.

Мы привыкли видеть насекомых в их естественных размерах, когда невозможно подробно разглядеть отдельные детали внешности, и потому крупномасштабные портреты некоторых особей часто оказывают шокирующее впечатление на зрителя. Недаром многие голливудские режиссеры заимствуют образы своих монстров у представителей насекомого мира. Один из таких портретов самца крошечной стрекозы лютки я назвал «Kiss Me!» – «Поцелуй меня!». Модель для придания гламура пришлось усадить на комнатный цветок и слегка пальцами придерживать за хвостик, чтобы герой сценки не сбежал раньше времени со съемок. В результате получился весьма колоритный образ. Ну, чем не мачо макромира в состоянии средней небритости? Для съемки этого портрета в качестве макронасадки был применен зенитовский объектив «Зенитар-М» с оптической силой +20 диоптрий и фокусным расстоянием 50 мм. При таком  увеличении заметно сокращается глубина резкости, и для ее улучшения пришлось объединять соседние кадры, снятые со смещением фокусировки относительно основного кадра.

Фото 7  «Kiss Me!»

«Неужели это я!»

И последний снимок, о котором я хотел бы рассказать, называется «Неужели это я!» Это один из двух опубликованных кадров про муравья, нашедших широкий отклик на различных интернет-ресурсах.

Начну с того, что муравьишка привлек меня какой-то странной флегматичностью. В то время, когда его черные сородичи неустанно рыскали по всем закоулкам, этот сидел на листочке и неспеша приводил себя в порядок. В итоге посетила мысль, что данный экземпляр и от вспышки не оробеет. Так оно и вышло. И еще удивительно то, что других таких муравьев нигде поблизости больше не было видно. По длине он похож на рыжего лесного муравья, но значительно тоньше и выглядит как-то более интеллигентно. Во всяком случае, укусить или брызнуть муравьиной кислотой, бегая по руке, он даже и не пытался.

Муравья этого в полной мере можно назвать соавтором работы, поскольку, не имея возможности как-либо влиять на позы и положения модели в кадре, мне оставалось лишь нажимать на спусковую кнопку аппарата. Позже я выяснил, что муравей этот относится к разновидности фараоновых муравьев (Monomorium pharaonis), умудряющихся обитать даже в заточении гробниц египетских пирамид, от чего и получили свое название.

Технология съемки довольно простая, хотя и выглядит весьма необычно. В черный непрозрачный пластмассовый стаканчик диаметром 50 миллиметров была вставлена травинка и налита до краев чистая вода. Затем, аккуратно, на этот импровизированный подиум был запущен муравей, который сразу же приступил к исследованию своего нового места пребывания. В качестве фона использовался темно-синий с розовыми цветочками лоскут материи. Из-за искривления силами поверхностного натяжения зеркала воды, получилось довольно замысловатое отражение фона, передавшего свои цвета водной поверхности.

Освещалась композиция штатной вспышкой с рассеивателем.

В качестве макронасадки использовался объектив Юпитер-37А с оптической силой +7 диоптрий и фокусным расстоянием 135 мм.

Фото 8 «Неужели это я!»

В заключение хотел бы еще добавить, что выдержка во всех случаях составляла 1/320 сек, диафрагма f/8. В качестве ведомых применялись обычные дешевые вспышки, запускаемые посредством светосинхронизатора от второго импульса штатной вспышки. Съемка макрофотографий осуществлялась фотоаппаратом Olympus C-770UZ.

Источник: prosto-foto.ru




Похожие материалы:
Новые статьи:
Почитайте ещё:

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.

Войти



Поиск

На форуме

Powered By nZambi!

Случайные фотографии


Цветок-2
Молодой кузнечик
Весенний бриз 2
Цветы-4
растения
Уховертка
Удивительный мир макрофотографии)-3
просто капли-первый опыт
Земляника / Fragaria











Последние комментарии


Долгоносик
Оставил: Глазков Павел
CROWNS
Оставил: SERGEI-ANGEL
CROWNS Здорово!
Crowns
Оставил: Сагиров Ваня
Crowns отлично, нет слов
Ящерица
Оставил: Сагиров Ваня
Ящерица Очень удачный кадр!
красна девица
Оставил: Алексей
красна девица Спасибо!
Брюквенница
Оставил: Евгения Зайцева
Брюквенница Спасибо, Валерий, исправила :)
мускари
Оставил: Тамаз
мускари очень красивое макро!
Вологда
Оставил: Глазков Павел
Вологда Занятная коллекция! )
Мордаха
Оставил: Mx110
Мордаха Спасибо ! )))) Эта прошла в полуфинал золотой черепахи 2011 года.