Макросъемка.РФ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Теория и практика Практика и техника крупного плана.

Практика и техника крупного плана.

Печать

Практика и техника крупного плана. [крупный план, цифровая камера, объектив, глубина резкости, макро, макрообьектив]

Профессиональная, или даже серьёзная любительская макросъёмка (съёмка коллекций мелких предметов, марок, монет, ювелирных украшений, цветов и т.д.) потребует в некоторых ситуациях использования более сложной, дорогостоящей техники и отлаженных методик, для достижения стабильно-безупречных результатов.

Поклоннику макросъёмки, заглядывающему в наше издание, вероятно, попадалась на глаза  статья «Билет в Страну дремучих трав» (ФотоКурьер  №15-16, авг. 2003 г.). Тем, кому она знакома, следует считать её  вступительно-тренировочной методикой для серьёзного подхода к крупноплановой съёмке. Для любительских макроэкспериментов, технических средств, упомянутых в статье, больше, чем достаточно.

Профессиональная, или даже серьёзная любительская макросъёмка (съёмка коллекций мелких предметов, марок, монет, ювелирных украшений, цветов и т.д.) потребует в некоторых ситуациях использования более сложной, дорогостоящей техники и отлаженных методик,  для достижения стабильно-безупречных результатов. Существует огромное количество публикаций и, даже, отдельных книг, посвящённых этой теме. Почти все они построены по одному и тому же логическому плану:

- Выбор формата

- Выбор камеры

- Оптика

- Свет и экспозиция

- Дополнительное оборудование

Мы будем придерживаться этой выверенной логики, но постараемся не повторяться, тиражируя давно известные догмы. Для начала хочу сделать одну оговорку: все наши предполагаемые макро работы будут вестись только с использованием истинных макрообъективов (псевдо – макро зумы исключаются). Это основное условие серьёзного подхода к макросъёмке.

Выбор формата

В макросъёмке спектр работ настолько необъятен и стилистика так разнообразна, что для неё находят применение практически все виды камер от форматных до 35 мм, узкоплёночных. Понятно, что громоздкие форматные и среднеформатные камеры больше соответствуют стационарным, постановочным работам в студии, тогда как мобильные 35 мм. камеры гораздо удобней для работы на пленере. Правда, в последние годы равновесие в использовании студийной техники несколько сместилось в пользу узкого формата. Несмотря на то, что средний формат 6х6 (6х7) даёт площадь изображения почти в четыре раза больше, чем кадр 24х36 мм, многие современные типы узких цветных обращаемых и негативных пленок, с чрезвычайно мелкой зернистостью, позволяет при благоприятных условиях получить изображение, с проработкой деталей, которая почти на равных, соперничает со средним форматом.

К тому же, если раньше было трудно добиться качественного воспроизведения с 35 мм. ди­апозитива в книгах и журналах, то сегодня, благода­ря точному растровому репродукционному оборудо­ванию типографий, или самым совершенным моделям полиграфических фильм-сканеров (Kodak, Imacon и т.п.), 35-мм фотопленка вошла у профессионалов в разряд законного стандарта для публикаций. Что касается «цифры», ей ещё очень далеко до подобного совершенства. Пока она соперничает с «серебром» лишь в жанре репортажа для полуслепых газетных публикаций, или для семейных альбомов 10х15 см. Надо отдать «цифре» должное – она очень хороша в дизайнерских работах. Но использование дорогих макрообъективов профессионального класса с любительскими цифрокамерами – нонсенс. Так что  говорить о цифрокамерах мы не будем.

Ещё одним главным преимуществом узкого формата пленки перед средним и крупным для макрофотографии, является ощутимо большая глубина резкости при равенстве диафрагм. Это для нас очень важно.

Практика и техника крупного плана. [крупный план, цифровая камера, объектив, глубина резкости, макро, макрообьектив]

 

рис. 1. Canon F-1N и видоискатель 6-ти кратного увеличения FN

Выбор камеры

Беря своим девизом «бессмертное» высказывание Козьмы Пруткова: «Никто не обнимет необъятного», ограничимся для подробного рассмотрения макроработ лишь узким форматом.

Поговорим о камере. Выбор у нас невелик: дальномерка или зеркалка. Наличие функций автофокусировки для наших занятий совсем необязательно (об этом будет специальный разговор в разделе, посвящённом оптике). Так что в этом смысле камера может быть любой. Не останавливаясь на причинах выбора, которые наверняка понятны каждому фотографу, мы выбираем SLR – камеру, желательно профессионального класса. Это не ограничение выбора, а скорее пожелание. Сейчас объясню, что я имею в виду.

Практика и техника крупного плана. [крупный план, цифровая камера, объектив, глубина резкости, макро, макрообьектив]

рис. 2. Nikon F3 и видоискатель 6-ти кратного увеличения DW-4

Стандартный фокусировочный экран видоискателей большинства SLR -  камер мало пригоден для макрофотографии. Его центральная зона, как правило, занята всевозможными фокусировочными «воротами», микрорастрами  или системой клиньев, которые становится темными при съемке крупным планом или использовании длиннофокусной оптики. Поэтому камера должна иметь возможность смены экранов (существуют очень удобные, яркие, специально предназначенные для макросъёмки, фокусировочные экраны), а в идеале и видоискателей. Кроме того, 100% визирование поля изображения, свойственное лишь профессиональным камерам, вещь для крупноплановой съёмки тоже не маловажная. Стоит лишь однажды взглянуть на макрообъект через видоискатель большого увеличения (как правило,  6-ти кратного, так называемую «трубу») специально оснащённой для этого камеры (фокусировочный экран для макрофотографии + макрообъектив), как Вы поймёте, что до этого наблюдали за объектом лишь через «немытую форточку».

Практика и техника крупного плана. [крупный план, цифровая камера, объектив, глубина резкости, макро, макрообьектив]

рис. 3. Nikon F4S с видоискателем 6-ти кратного увеличения DW-21

А уж о таких требованиях, как репетир диафрагмы, TTL – вспышка (лучше, если она будет с синхронизацией 1/250 сек.)  и РС – синхрогнездо, и говорить не приходится.

Из камер первичного рынка, отвечающих подобным требованиям, сегодня мне известна лишь одна - Nikon F5 (Nikon F6 не имеет взаимозаменяемых видоискателей). Но и Nikon F5, как выбор, для решения наших задач вещь неразумная: очень дорогая, тяжёлая, громоздкая. Другое дело, если она у Вас уже есть.

Практика и техника крупного плана. [крупный план, цифровая камера, объектив, глубина резкости, макро, макрообьектив]

рис. 4. Pentax LX и видоискатель 6-ти кратного увеличения FE-1

Гораздо богаче в этом смысле прилавок Second Hand. Я перечислю лишь несколько моделей, которые, на мой взгляд, соответствуют тому, чего мы от них хотим. На самом деле их много больше.

Canon F-1N (рис. 1). Невероятно досадно, что система EOS полностью лишилась блестящего прошлого своих предков - оптики FD, хотя и она сохранила определённый спектр автофокусной макрооптики EF в диапазоне фокусных расстояний от 50 до 180 мм.

Nikon F3 /F3HP (рис. 2)

Nikon F4 /F4S /F4E (рис. 3)

Pentax LX (рис. 4)

Примечание: Имея достаточный опыт использования Nikon F2 / F3  и Nikon F4, для макросъёмки предпочитаю последний, поскольку F4, единственная камера Никон, которая при использовании неавтофокусных макрообъективов (AI / AIs) обеспечивает все виды TTL – замера: средневзвешенный, матричный и точечный, как в режиме с согласованной вспышкой (SB-24 /25 /26..... SB-21/29 /29S), так и без неё. С другой стороны, в мобильном варианте, с небольшим макрообъективом и с лёгенькой кольцевой вспышкой «Vivitar 5000», очень удобен Nikon F3.

Выбор оптики

Макрообъективы любых фокусных расстояний являются, пожалуй, самими дорогостоящими и совершенными изделиями любого производителя. Основное требование для всякого фотографического объектива – сделать проекцию объекта на светочувствительный материал, как можно более плоской, т. е. получить изображение одинаковой резкости по всему полю, как в центре, так и по краям при всех значениях апертуры. Применительно к макрообъективу это требование ужесточается необходимостью поддерживать качество этой проекции до расстояния минимальной фокусировки. Сохраняя достойными все прочие параметры объектива (минимальные аберрации, максимально возможное разрешение и т.д.), сделать это технически очень сложно.

Практика и техника крупного плана. [крупный план, цифровая камера, объектив, глубина резкости, макро, макрообьектив]

рис. 5. Nikon F3 HP + Soligor Macro 100mm f/3,5 MF (f8), естественное освещение.

В зависимости от  фокусного расстояния  наиболее характерных макрообъективов, выпускаемых ведущими фирмами: 50 - 200мм., минимальная дистанция фокусировки, соответствующая наибольшему увеличению, составляет соответственно 20 - 70 см. Конечно же, работать с объективом (200мм.), дающим с расстояния более 70 см. увеличение объекта 1:2, на природе несравненно удобнее, чем подбираться с «полтинником» для получения такого же результата к объекту практически вплотную (20 см.). Да и результат будет не совсем адекватен нашему восприятию, из-за перспективных искажений «короткого» фокуса. На мой взгляд, объективы диапазона   фокусных расстояний 50 - 55мм. хороши для работы в студии. На пленере больше подходит диапазон 80 - 200 мм.

Практика и техника крупного плана. [крупный план, цифровая камера, объектив, глубина резкости, макро, макрообьектив]

рис. 6. Nikon F3 HP + Soligor Macro 100mm f/3,5 MF (f11) + штатная насадочная линза + вспышка Vivitar 5000

Макрообъективы фокусного диапазона 80-120 мм. наиболее популярны, но, к сожалению, на наших прилавках редки. Они позволяют достаточно удалится от объекта (30 - 40 см.), имеют приемлемые весовые,  габаритные, и что не мало важно, ценовые  характеристики. Дело в том, что диапазон фокусных расстояний 80 -120 мм. присутствует в каталогах почти всех независимых производителей. Не смотря на их демократичные цены, они чаще всего выступают достойной альтернативой именной оптики. Рекламодатели очень давно и успешно зомбируют нас исключительностью оптики «больших» производителей. Нет слов, элитная оптика «большой тройки» безупречна. Причём макрообъективы больших фокусных расстояний (180 - 200 мм.) считаются одними из лучших объективов Кенона, Никона и Пентакса. Что же касается оптики бюджетной ниши, то она недалеко ушла от серости ширпотреба.

Практика и техника крупного плана. [крупный план, цифровая камера, объектив, глубина резкости, макро, макрообьектив]

рис. 7. Nikon F3 HP + Soligor Macro 100mm f/3,5 MF (f11) + вспышка Vivitar 5000

Не стоит шарахаться от Косин, Солигоров и Токин. В своей ценовой нише они порой дают фору именитым производителям. В своей практике, помимо великолепного Nikkor Micro 200mm f/4 IF MF,  я использую Soligor Macro 100mm f/3,5 MF. Сегодняшняя цена этого прибора вполне доступна (по сравнению с Никкором): около 200$. Снимаю им довольно много. Результаты мне кажутся не плохими, во всяком случае, с технической стороны [см. рис. 5, 6, 7 и иллюстрации к статье «Билет в Страну дремучих трав» (ФотоКурьер  №15-16, авг. 2003 г.)]. Следует заметить, что его автофокусный собрат Soligor Macro 100mm f/3,5 AF – оптически тоже неплох, но конструктивно – явно «недоношен», так что, думаю, из рассмотрения его можно исключить. Очень хорош ранний Soligor Macro 90mm f/2.5 (рис. 8), но сегодня он практически не доступен, а если и попадается в хорошем состоянии,  стоит дорого.

Практика и техника крупного плана. [крупный план, цифровая камера, объектив, глубина резкости, макро, макрообьектив]

рис. 8. Редкий Soligor Macro 90mm f/2.5

Слабое место всех макрообъективов диапазона 80 - 120 мм. - необходимость их практически двойного «растяжения» для максимальных увеличений. Мне не известны объективы этого фокусного диапазона, которые были бы  обеспечены устройствами полной внутренней фокусировки (IF). Наибольшим удлинением тубуса отличаются объективы, рассчитанные на увеличения 1:1**. И дело тут не в сохранении компактности системы, она просто становится не эргономичной, неповоротливой.

** Примечание: стремление обязательно иметь объектив с увеличением 1:1 не всегда оправдано, поскольку прибегать к такому крупному масштабу приходится редко, да и съёмку на природе он значительно усложняет. При крупных масштабах глубина резкости становится столь малой, что приходится прибегать к минимально возможным апертурам (f/32, f/22), которые потянут за собой обязательное использование штатива, вспышки, высокочувствительной плёнки (рис. 9).

Практика и техника крупного плана. [крупный план, цифровая камера, объектив, глубина резкости, макро, макрообьектив]

рис. 9. Съёмка в масштабе 1:1 Nikon F3 HP + Soligor Macro 100mm f/3,5 MF (f22) + штатная насадочная линза + вспышка Vivitar 5000 + штатив.

Задний план полностью провален, т.к. диафрагма минимальна, а естественного освещения недостаточно

При полном растяжении особенно страдают автофокусные макрообъективы, по причине пластмассовой хилости своего нутра. Как правило, при максимальном выдвижении, передний оптический блок этих конструкций имеет ощутимый люфт. Причём это касается многих заслуженных объективов типа Nikkor 105mm f/2.8 Micro AF. Не смотря на то, что в этом объективе использована технология внутренней фокусировки, позволяющая ограничиться лишь небольшим удлинением конструкции, при работе с масштабом 1:1, неустойчивость вытянутого переднего блока ощутима (Nikkor 105mm f/2.8 Micro MF такой болезнью не страдает). Впрочем, это хворь не только макрообъективов, это бич практически всех автофокусных зумов, которые не оборудованы устройствами полной внутренней фокусировки (IF).

Вообще функцию автофокуса при крупноплановой съёмке (это касается любого макрообъектива), наверно лишь новички могут рассматривать серьёзно. Как правило, во всех случаях приходится переходить в режим ручной фокусировки, конечно, если не стоит какой-то особой, специальной задачи, скажем, серийной съёмки фаз полёта насекомого. Я скромно присоединяюсь к мнению многих мастеров этого жанра - макрообъективы ручного фокуса, всё-таки предпочтительней.

Практика и техника крупного плана. [крупный план, цифровая камера, объектив, глубина резкости, макро, макрообьектив]

рис. 10. Nikon F4S с видоискателем 6-ти кратного увеличения DW-21 и Nikkor Micro 200mm f/4 IF MF

Несколько слов о длиннофокусных макрообъективах 180 - 200mm.

Как мы уже говорили это одни из самых лучших и дорогих объективов всех производителей. На натурной съёмке они обеспечивают полную свободу действий, позволяя не приближаться к объекту. С помощью этих приборов можно легко менять сочетание объекта с задним планом. При «длинном» фокусе угол зрения небольшой; появляется воз­можность выбирать место съемки. У длиннофокус­ного объектива есть еще одно достоинство: он больше размывает фон, делая его еще неприметней.

И ещё одно очень важное преимущество макротелевика: у Вас исчезают все проблемы при использовании мощных TTL – вспышек, установленных на горячем башмаке камеры. Даже если рефлектор вспышки опущен вниз на 7 градусов (макропозиция), никакого виньетирования, от тубуса объектива на снимке Вы не увидите (рис. 10). При этом не помешает вытянутая в боевое положение бленда объектива. А вспышка при макросъёмке – вещь необходимая, но об этом мы поговорим чуть позже.

Практика и техника крупного плана. [крупный план, цифровая камера, объектив, глубина резкости, макро, макрообьектив]

рис. 11. 5,5cm f/3.5 Micro-Nikkor Pre-set

Микро-Никкоры

Не отступая от девиза Козьмы Пруткова, мы рассмотрим некоторые популярные позиции арсенала макрообъективов лишь одной системы, отвлекаясь при необходимости к аналогам других производителей. Поговорим о Микро-Никкорах (Micro-Nikkors).

Нестандартное имя «Микро» макрообъективы Никона получили в наследство от первого объектива этой линейки (1961 г.) 5,5cm f/3.5 Micro-Nikkor Pre-set (рис. 11). Этот чрезвычайно редкий в настоящее время объектив продавался очень не долго, всего лишь год. Уже само название говорит об отсутствии у него автоматики апертуры. Уникальность его в том, что увеличение 1:1 он давал с расстояния 20.7 см., и тем самым заслужено оправдывал своё обозначение  «Micro», поскольку к этому классу принято относить объективы с увеличением 1:1 и более. Такое увеличение при ближней фокусировке удалось получить благодаря двойному «растяжению», итак не очень короткого тубуса.

Практика и техника крупного плана. [крупный план, цифровая камера, объектив, глубина резкости, макро, макрообьектив]

рис. 12. 55 mm f/3.5 Micro-Nikkor

Следующую, не менее уникальную позицию 55mm f/3.5 Micro-Nikkor Compensating, Никон не совсем корректно так же отнёс к группе «Micro», хотя максимальное увеличение, которое тот обеспечивал без удлинительного кольца «М Ring», входящего в его комплект, составляло лишь 1:2. Функционально такое увеличение - явная прерогатива «Макро». Но Никон отступать не хотел, более того словосочетание «Micro-Nikkor» он сделал фирменным брэндом для своей оптики, предназначенной для крупноплановой съёмки.

Практика и техника крупного плана. [крупный план, цифровая камера, объектив, глубина резкости, макро, макрообьектив]

рис. 13.55 mm f/2.8 Micro-Nikkor

Самый распространённый объектив, выдержавший несколько перестроечных версий.

55 mm f/2.8 Micro-Nikkor (рис. 13)

Один из лучших, так же весьма распространённых объективов в «короткофокусном» макродиапазоне. Объектив может фокусироваться от бесконечности до дистанции 25 см., обеспечивая при этом увеличение 1:2. В соединении с удлинительным кольцом РК-13, объектив даёт увеличения 1:1. Однако многие отмечают, что ранние версии этого объектива AI страдали одним странным недостатком – склонностью к затеканию смазки на апертурные пластины, что приводило, как нетрудно догадаться, к их зависанию. Возможно, в поздних версиях использовали смазку многозаходных резьб другой формулы. При покупке б.у. экземпляра обратите на это внимание.

Практика и техника крупного плана. [крупный план, цифровая камера, объектив, глубина резкости, макро, макрообьектив]

рис. 14. 105 mm f/2.8 Micro-Nikkor

105 mm f/4 Micro-Nikkor (рис. 14)

Существует три модификации этого объектива: 10.5cm f/4 Micro-Nikkor Non-AI; 105mm f/4 Auto Micro-Nikkor AI и 105 f/4 Auto Micro-Nikkor AIs. По оптическим показателям все образцы хороши, только необходимо помнить, что самый ранний объектив Non-AI беспрепятственно может работать лишь с Nikon F3, F4 и некоторыми экземплярами F5 (я ограничиваюсь лишь теми камерами, на которых мы остановились в начале статьи). Для использования 10.5cm f/4 Micro-Nikkor Non-AI (pre-AI) на других моделях  Никон, нужна определённая доработка объектива.

Все модификации объектива обеспечивают максимальную резкость изображения в диапазоне апертур f/5.6 - f/16, затем, с уменьшением отверстия, качество быстро убывает (эта тенденция свойственна почти всем Микро-Никкорам). 105mm f/4 Micro-Nikkor обеспечивает максимальное увеличение 1:2. Для получения масштаба съёмки 1:1, необходимо использовать удлинительное кольцо PN-11.

Практика и техника крупного плана. [крупный план, цифровая камера, объектив, глубина резкости, макро, макрообьектив]

рис. 15. 105 mm f/2.8 Micro-Nikkor

105 mm f/2.8 Micro-Nikkor (рис. 15)

В оптической схеме этого сложного объектива используется система CRC (Close Range Correction) - коррекция фокусировки на близких расстояниях. Оптические элементы и группы имеют плавающую конструкцию, благодаря чему каждый компонент при фокусировке движется независимо, по своей траектории. Эта техническая находка обеспечивает высочайшее качество при съёмке почти вплотную к объекту.

105 mm f/2.8 Micro-Nikkor фокусируется от бесконечности до дистанции 41 см., давая при минимальной  дистанции фокусировки увеличение 1:2 и обеспечивая практически во всём фокусировочном диапазоне отличную плоскость проекции. Для получения больших масштабов съёмки, до 1:1, необходимо использовать удлинительное кольцо PN-11. Однако при использовании кольца, система CRC, выходит из своего оптимального режима и качество изображения снижается. В такой комбинации Никон рекомендует сильнее закрывать диафрагму. Хотя, с другой стороны лучшая резкость обеспечивается при апертурах f/5.6 - f/8 и, затем, с уменьшением отверстия она начинает быстро ухудшаться.

Объектив имеет устройство фиксации фокуса для случаев, когда требуется строгая передача масштаба объекта съёмки. Это устройство фиксации попадает к покупателю объектива в состоянии полуфабриката. Чтобы его активизировать, необходимо наведаться с сервисную службу Nikon.

Прежде, чем перейти к автофокусным Микро-Никкорам и теле-макрообъективам 200мм., которым мы посвятим отдельный рассказ, остановимся на мануальной никоновской экзотике, практически недоступной сегодня и снятой с производства («снятой с производства» вовсе не означает устаревшей, к примеру,UV-Micro-Nikkor великолепно сочетается с Nikon D2X).

Практика и техника крупного плана. [крупный план, цифровая камера, объектив, глубина резкости, макро, макрообьектив]

рис. 16. UV-Nikkor 105 mm f/4.5

UV-Nikkor 105 mm f/4.5 (UV-Micro-Nikkor) (рис. 16)

Это один из специальных объективов Никона, приспособленный для макроработ в спектральном сегменте от 200 до 1100 nm., для (UV) ультрафиолетовой фотографии. Как известно привычный для нашего глаза видимый спектр простирается где-то от 400 до 1100 nm. Не смотря на техническую ориентацию объектива, фотохудожники, экспериментирующие в UV спектре, сразу определили, что для их изысков UV-Nikkor 105 mm f/4.5 – предел мечтаний. Объектив даёт невероятно резкие результаты. Минимальная дистанция фокусировки 48 см. при этом увеличение составляет 1:2.

Ранний вариант объектива именовался UV- Micro-Nikkor 105 mm f/4.5 и имел съёмную бленду. В названии поздней(1985 г.) модификации AIs слово «Micro» опущено, а бленда встроена. Для максимального увеличения 1:2, тубус объектива удлиняется почти вдвое.

Руководство по эксплуатации объектива утверждает об отсутствии изменения в позиции фокуса между лучами видимого света и лучами UV. Однако резкие температурные изменения могут дать смещение фокуса. Поскольку оптика объектива оптимизирована для UV – фотографии, для обычной съёмки используют UV (L37C) фильтр или «Skylight», чтобы отрезать UV - спектр.

Для специальных UV – работ, объектив комплектуется откидывающимся фильтром UR-2 (рис. 16). Из всего светового спектра он пропускает лишь узкую полоску 220 – 420 nm. Поскольку фильтр слишком темен для фокусировки, на резкость наводят, откинув его в сторону, а лишь потом защёлкивают, чтобы закрыть передний оптический блок объектива. Точную позицию фокусировки можно зафиксировать специальным винтом. UV-Nikkor 105 mm f/4.5 необычен во всём, обратите внимание на его вогнутый передний оптический элемент (рис. 16).

Для фотографии в ультрафиолете экспонометры бесполезны. Здесь руководствуются таблицами или опытом. Использовать телеконверторы или привычные фильтры для специальных съёмок в ультрафиолете нельзя, поскольку они отрежут, нужную в этом случае часть спектра UV. В качестве светочувствительного материала используется ч/б плёнка, поскольку цветные материалы дают одноцветный синюшный оттенок. Для достижения масштаба 1:1, как для обычной съёмки, так и для съёмки в UV используютУдлинительное кольцо PN-11

Практика и техника крупного плана. [крупный план, цифровая камера, объектив, глубина резкости, макро, макрообьектив]

рис. 17. 200mm f/5.6 Medical-Nikkor

200mm f/5.6 Medical-Nikkor (рис. 17).

Это очень ранний (1963 г.) проект специального длиннофокусного медицинского макрообъектива (non-AI), совмещенного с кольцевой вспышкой, который некоторые фотографы до сих пор используют в своей практике. Существует поздняя модификация этого прибора, с незначительными различиями в источнике питания и изменённой косметикой. Выпускалась она до 1981 г. Поскольку объектив был предназначен, для работы со своей кольцевой вспышкой, никакой измерительной связи с корпусом камеры не требуется. Система, очень громоздка, она включает в свой состав мощный источник энергии LA-1 (автономный, на аккумуляторах), или LD-1 (сетевой). Прибор, обвешенный, массой вспомогательного оборудования (источники питания, комплект насадочных линз, таблицы и т.п.), весьма неповоротлив. По качеству изображенияMedical-Nikkor 200mm f/5.6 никак не может соперничать с современными теле-макрообъективами диапазона 200мм. В 1981 г. ему на смену пришёл более совершенный медицинский макрообъектив.

Практика и техника крупного плана. [крупный план, цифровая камера, объектив, глубина резкости, макро, макрообьектив]

рис. 18. 120 mm f/4 IF Medical-Nikkor

120 mm f/4 IF Medical-Nikkor (рис. 18).

Это вполне современный проект с улучшенной оптикой и автономным питанием мощной встроенной кольцевой вспышки (допускается питание от внешних источников). Прибор является макрообъективом, хотя это никак не отражено в его маркировке и способен к увеличениям от 1:11 до 1:1, с дополнительной линзой обеспечивает увеличения 1:1,25 до 2:1. Объектив не может быть сфокусирован на бесконечности, поскольку сконструирован специально для крупноплановых съёмок.

Оптическая схема 120mm f/4 Medical построена по системе полной внутренней фокусировки IF, обеспечивающей возможность сохранения геометрии объектива во всём диапазоне фокусировки.

К сожалению, кольцевая вспышка 120 mm f/4 IF Medical-Nikkor не оборудована TTL режимом. Здесь используется другой принцип слежения за правильностью установки экспозиции. Механизм апертуры связан к фокусировочным барабаном. Увеличение масштаба съёмки  автоматически изменяет апертуру. Это позволяет ускорить и упростить крупноплановую съёмку, но подход к экспоустановкам кажется неуклюжим по сравнению с современными  TTL - вспышками. Самый большой недостаток этого метода состоит в том, что эффективная апертура становится наименьшей (открытой) при больших увеличениях. Это идёт в разрез с принципами крупноплановой съёмки, где при максимальных увеличениях всегда желательно иметь минимальное отверстие апертуры, чтобы суметь выкроить нужное поле глубины резкости.

Источник: kamepa.ru




Похожие материалы:
Новые статьи:
Почитайте ещё:

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.

Войти



Поиск

На форуме

Powered By nZambi!

Случайные фотографии


Ягода самшита
Бересклет европейский / Euonymus europaea
то, что скрыто от глаз-3
Совсем рядом-4
Утро .....
Orhidea
Росинка
Паук
Клоп











Последние комментарии


Долгоносик
Оставил: Глазков Павел
CROWNS
Оставил: SERGEI-ANGEL
CROWNS Здорово!
Crowns
Оставил: Сагиров Ваня
Crowns отлично, нет слов
Ящерица
Оставил: Сагиров Ваня
Ящерица Очень удачный кадр!
красна девица
Оставил: Алексей
красна девица Спасибо!
Брюквенница
Оставил: Евгения Зайцева
Брюквенница Спасибо, Валерий, исправила :)
мускари
Оставил: Тамаз
мускари очень красивое макро!
Вологда
Оставил: Глазков Павел
Вологда Занятная коллекция! )
Мордаха
Оставил: Mx110
Мордаха Спасибо ! )))) Эта прошла в полуфинал золотой черепахи 2011 года.