Макросъемка.РФ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Теория и практика Проблема ГРИП в предметной съемке и тилт-шифт оптика — часть 2

Проблема ГРИП в предметной съемке и тилт-шифт оптика — часть 2

Печать
Проблема ГРИП в предметной съемке и тилт-шифт оптика — часть 2 [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, полезные советы, линзы, обьективы, макрообьективы, зеркальные камеры]

В первой части материала мы обсуждали проблемы достижения нужной ГРИП в предметной макросъемке и возможные пути решения (как работающие, так и не очень).

Сегодня мы поговорим об одном из самых «честных» способов увеличения ГРИП — о применении тилт-шифт оптики.

Этот метод далеко не универсален и работает только тогда когда нужно положить в ГРИП протяженную поверхность, стоящую под углом к камере.

Обычная оптика позволяет получать резкой лишь плоскость, параллельную матрице или пленке. Она вполне справляется со съемкой фронтальных ракурсов изделий, но оказывается бессильной, когда предмет снимается под углом:

Проблема ГРИП в предметной съемке и тилт-шифт оптика — часть 2 [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, полезные советы, линзы, обьективы, макрообьективы, зеркальные камеры]


Здесь и приходит на помощь оптика с подвижками.


Оптическая схема тилт-шифт объективов в принципе такая же, как и всей остальной фикс-фокальной оптики: 

Проблема ГРИП в предметной съемке и тилт-шифт оптика — часть 2 [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, полезные советы, линзы, обьективы, макрообьективы, зеркальные камеры]

Но в тилт-шифтах имеется механизм (шарнир c верньерой), который позволяет наклонять оптическую ось относительно байонета камеры:

Проблема ГРИП в предметной съемке и тилт-шифт оптика — часть 2 [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, полезные советы, линзы, обьективы, макрообьективы, зеркальные камеры]


Для изменения направления наклона в такой оптике обычно передняя часть вращается еще и относительно байонета:

Проблема ГРИП в предметной съемке и тилт-шифт оптика — часть 2 [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, полезные советы, линзы, обьективы, макрообьективы, зеркальные камеры]

Также имеется и механизм сдвига (шифт), который полезен для исправления перспективных искажений, в том числе и в предметке, но сегодня в контексте управления ГРИП мы его рассматривать не будем.

Если посмотреть на классический тилт-шифт Canon 90 mm TS-E, который наиболее часто используется для предметки в системе Canon, можно заметить, что наклоняется он в довольно незначительных пределах — всего на 8 градусов в каждую сторону: 

Проблема ГРИП в предметной съемке и тилт-шифт оптика — часть 2 [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, полезные советы, линзы, обьективы, макрообьективы, зеркальные камеры]

Каким же образом такой небольшой наклон помогает нам компенсировать углы наклона снимаемых изделий вплоть до 90 градусов?

Здесь в силу вступает правило Шаймпфлюга, которое наглядно показано на рисунке:

Проблема ГРИП в предметной съемке и тилт-шифт оптика — часть 2 [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, полезные советы, линзы, обьективы, макрообьективы, зеркальные камеры]
В системе, где оптическая ось отклоняется от вертикали,
ГРИП представляет собой клин, постепенно расширяющийся по мере удаления от камеры.

Таким образом, зависимость ГРИП от дистанции фокусировки (масштаба) и от диафрагмы работает и в системах с подвижками, за тем лишь исключением, что плоскость ГРИП здесь наклонна, а ширина не постоянна, а увеличивается тем больше, чем дальше от камеры.

Несложно увидеть, что для компенсации наклона изделия в 45 градусов объектив достаточно наклонить всего на 8-10 градусов. Более точные значения выводятся из громоздких формул, о которых можно почитать в Википедии.

Фотограф-практик же обычно обходится без вычислений, подбирая угол интуитивно и визуально.

Многие фотографы испытывают трудности с тилт-шифт оптикой, не понимая принципов ее работы.
Поэтому я создал сцену из миллиметровой бумаги и снял ее с разными наклонам и без, чтобы наглядно продемонстрировать работу тилт-шифт объектива.


Вот так выглядит объект, снятый на диафрагме f/2.8 без наклонов, с фокусировкой по ближнему к зрителю углу. Видно, что ГРИП составляет при этом не более 1 см:

Проблема ГРИП в предметной съемке и тилт-шифт оптика — часть 2 [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, полезные советы, линзы, обьективы, макрообьективы, зеркальные камеры]


Если наклонить оптическую ось объектива вниз, то плоскость фокусировки станет параллельна поверхности кубика, и вся верхняя грань окажется в резкости, тогда как ГРИП будет убывать вверх и вниз:

Проблема ГРИП в предметной съемке и тилт-шифт оптика — часть 2 [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, полезные советы, линзы, обьективы, макрообьективы, зеркальные камеры]

В общих чертах помимо правила Шаймпфлюга принцип наклонов можно сформулировать так:

Передняя линза объектива в своем наклоне должна как бы стремиться к наклону снимаемой поверхности.

При необходимости для этого объектив не только наклоняют, но и поворачивают вокруг оси.
На этом кадре объектив сперва повернут на 90 градусов по часовой стрелке и затем наклонен против часовой стрелки, влево, следуя наклону боковой стенки кубика:

Проблема ГРИП в предметной съемке и тилт-шифт оптика — часть 2 [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, полезные советы, линзы, обьективы, макрообьективы, зеркальные камеры]


При изменении дистанции фокусировки плоскость ГРИП сдвигается вверх или вниз. Это наглядно продемонстрировано в анимации в шапке поста:

Проблема ГРИП в предметной съемке и тилт-шифт оптика — часть 2 [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, полезные советы, линзы, обьективы, макрообьективы, зеркальные камеры]


При работе с современными камерами, где есть режим live view, нет никакой необходимости математически рассчитывать наклоны, живая картинка с матрицы даже при двукратном увеличении покажет, как лежит плоскость ГРИП, остается только внести поправки, держа в голове описанный выше принцип.

Для наклонов тилт-шифт оптика должна обеспечивать покрытие значительной площади. Однако при сильных наклонах падение резкости к краю кадра, особенно на открытых диафрагмах, может оказаться довольно серьезным. Этот момент нужно учитывать и не наклонять объектив сверх необходимого, а также располагать изделие посередине кадра для достижения максимальной резкости.
Источник: dmitry-novak.livejournal.com



Похожие материалы:
Новые статьи:
Почитайте ещё:

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.

Войти



Поиск

На форуме

Powered By nZambi!

Случайные фотографии


роса
Ожерелье
Лилия
Зеленый клоп
красна девица
Огромный кузнечик
Хвоя
Зеленый кузнечик
Ктырина.











Последние комментарии


Долгоносик
Оставил: Глазков Павел
CROWNS
Оставил: SERGEI-ANGEL
CROWNS Здорово!
Crowns
Оставил: Сагиров Ваня
Crowns отлично, нет слов
Ящерица
Оставил: Сагиров Ваня
Ящерица Очень удачный кадр!
красна девица
Оставил: Алексей
красна девица Спасибо!
Брюквенница
Оставил: Евгения Зайцева
Брюквенница Спасибо, Валерий, исправила :)
мускари
Оставил: Тамаз
мускари очень красивое макро!
Вологда
Оставил: Глазков Павел
Вологда Занятная коллекция! )
Мордаха
Оставил: Mx110
Мордаха Спасибо ! )))) Эта прошла в полуфинал золотой черепахи 2011 года.