Макросъемка.РФ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Теория и практика Макросъемка. Теория

Макросъемка. Теория

Печать

Макросъемка. Теория [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, полезные советы, линзы, обьективы, макрообьективы, зеркальные камеры]

Вряд ли ошибусь, если скажу, что большинство читателей видели крупноплановые фотографии маленьких насекомых, на которых можно разглядеть глаза, ворсинки и чешуйки. Увидеть все это просто так малореально и на помощь приходит макросъемка, об основах которой мы как раз и поговорим. Немного забегая вперед, про техническое оснащение для макрофотографии будет отдельная статья, поэтому давайте на время забудем про объективы, кольца и линзы и сосредоточимся на терминах, значение которых необходимо для понимания основных принципов этого жанра.

 

Макросъемка

Начнем с определения что же такой макросъемка и каковы ее границы. Принято считать, что макро начинается при съемке в масштабе 1:1 т.е. величина объекта на пленке или матрице равна его реальным размерам. До этого значения от масштаба 1:10 (объект на матрице в десять раз меньше реального) идет крупный план, а после 10:1 (объект на матрице в десять раз больше реального) уже начинается мир микрофотографии. Таким образом макроснимок – это фотография на которой объект имеет размеры от таких, как в реальности, до десятикратного увеличения на площади равной величине кадра.

Допустим вы сделали фотографию бабочки размером 1 см с достаточно близкого расстояния на полнокадровую матрицу 36х24мм, затем напечатали ее в размере 10х15см и на этом отпечатке она имеет размер 2см. Строго говоря, это не будет макроснимком. Коэффициент увеличения размеров мухи в данном случае составил 2, а коэффициент увеличения размеров снимка 4 т.е. на самом деле вы получили масштаб 1:2 – это всего лишь крупный план. Чтобы снимок стал макро, размеры бабочки на отпечатанной фотографии должны быть минимум 4см. Этим и достигается основной эффект макрофотографии – увеличение объекта при печати относительно его реальных размеров.

Вполне естественно, что на практике границы макросъемки несколько шире теоретических. Условно можно сказать, что макрофотография – это любой снимок, на отпечатке с которого в минимально доступном размере (возьмем 10х15см), объект имеет размеры больше, чем в реальности, т.е. для полнокадровой матрицы, начиная с масштаба 1:3.

Макросъемка. Теория [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, полезные советы, линзы, обьективы, макрообьективы, зеркальные камеры]

Увеличение объектива и минимальная дистанция фокусировки

Говоря о масштабе изображения, мы плавно подошли к такой характеристики, как увеличение объектива. Если мы условно примем фокусное расстояние объектива в 50мм, как аналогичное тому, что мы видим невооруженным глазом, то объектив с фокусным расстоянием 100мм приблизит объект в два раза. На самом деле зависимость нелинейная, но в качестве примера вполне пойдет. Исходя из этого получается, что чем более длиннофокусную оптику вы используете, тем лучше для макро. Однако не все так просто, здесь важна еще одна характеристика – минимальная дистанция фокусировки или расстояние от объекта до матрицы фотоаппарата. Объясняется это довольно просто – чем ближе вы сможете поднести фотоаппарат к объекту съемки при одинаковом фокусном расстоянии, тем больше у вас будет размер объекта в кадре.

Итак, давайте померяем увеличение объектива. На многих сайта можно найти формулу для расчета этого параметра (увеличение=фокусное/(расстояние до объекта-фокусное)), но прямое измерение, на мой взгляд, дает намного более точные значения и не зависит от размера матрицы, ошибок фокусировки и т.п. Для этого берем обычный сантиметр или линейку, кладем ее параллельно плоскости матрицы фотоаппарата, вдоль или поперек кадра, это значения не имеет и фотографируем с минимального расстояния, на котором камера способна сфокусироваться. Далее просто делим длину или ширину матрицы на “длину” кусочка линейки, который оказался в кадре. Чтобы было более понятно, проведу небольшой эксперимент – сделаю две фотографии с одинаковым фокусным расстоянием – 105мм, но на втором снимке к объективу добавится удлинительное кольцо.

Макросъемка. Теория [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, полезные советы, линзы, обьективы, макрообьективы, зеркальные камеры]

Как видите в первом случае увеличение составило 0.24, а во втором уже 0,74, что, исходя из нашего определения, можно считать макроснимком.

Размер матрицы

Немного выше я упоминал про размер матрицы. Действительно, в макрофотографии, меньший размер матрицы, при одинаковом увеличении и количестве мегапикселей, дает больший размер объекта съемки на конечной фотографии. С этим я думаю все ясно – чем больше размер матрицы, тем больше должен быть объект, чтобы ее заполнить. Но обратите внимание на дополнение про мегапиксели, оно неслучайно. Скажем у вас есть два макроснимка с одинаковым увеличением: первый сделан на полный кадр с разрешением 20 мегапикселей, а второй на кроп (1,6 раз) с разрешением 10 мегапикселей. Получается, что линейные размеры объекта одинаковые на обоих снимках.

Макросъемка. Теория [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, полезные советы, линзы, обьективы, макрообьективы, зеркальные камеры]

Если напечатать фотографии одного размера, то второй снимок будет естественно “больше”.

Макросъемка. Теория [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, полезные советы, линзы, обьективы, макрообьективы, зеркальные камеры]

Однако, если мы обрежем первый снимок по мегапикселям до размера второго т.е. в 2 раза мы не потеряем детализации, а картинка на выходе в свою очередь будет крупнее.

Макросъемка. Теория [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, полезные советы, линзы, обьективы, макрообьективы, зеркальные камеры]

Отсюда можно сделать интересный вывод – маленькая матрица при большом увеличении позволяет делать очень интересные макроснимки. В частности поэтому так много макрофотографий сделанных именно мыльницами, а не зеркальными камерами, однако резкость, детализация и т.д. у зеркальных камер все-таки вне конкуренции.

В следующей статье мы поговорим об основных трудностях, с которыми сталкиваются фотографы при макросъемке – падение освещенности и резкости, малая глубина резко изображаемого пространства и дистанция съемки.

Источник: www.xela.ru




Похожие материалы:
Новые статьи:
Почитайте ещё:

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.

Войти



Поиск

На форуме

Powered By nZambi!

Случайные фотографии


macro'14
Верба (ива) / Salix
Мой дом, моя крепость.
цикада
серия
Макро 2012
Лох серебристый / Elaeagnus commutata
после дождя
Цветы











Последние комментарии


Долгоносик
Оставил: Глазков Павел
CROWNS
Оставил: SERGEI-ANGEL
CROWNS Здорово!
Crowns
Оставил: Сагиров Ваня
Crowns отлично, нет слов
Ящерица
Оставил: Сагиров Ваня
Ящерица Очень удачный кадр!
красна девица
Оставил: Алексей
красна девица Спасибо!
Брюквенница
Оставил: Евгения Зайцева
Брюквенница Спасибо, Валерий, исправила :)
мускари
Оставил: Тамаз
мускари очень красивое макро!
Вологда
Оставил: Глазков Павел
Вологда Занятная коллекция! )
Мордаха
Оставил: Mx110
Мордаха Спасибо ! )))) Эта прошла в полуфинал золотой черепахи 2011 года.