Макросъемка.РФ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Теория и практика Макросъемка. Советы начинающим...

Макросъемка. Советы начинающим...

Печать

Макросъемка. Советы начинающим... [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, советы]

Одним из увлекательнейших жанров для меня является макросъемка, т.е. фотосъемка объектов малой величины в масштабе близком к 1:1 и более. Чаще в качестве объекта съемки выступают насекомые, ибо мир этих существ многообразен, красив и интересен. Он полон жизненных ситуаций, причудливых форм и интересных красок.

По мере работы в этом жанре, мной приобретался опыт, которым я хочу поделится с начинающими любителями макросъемки. И первым делом, хочу рекомендовать вам посещение сайта Макроклуба. Этот ресурс объединяет любителей макросъемки во всех её проявлениях. Там вы сможете почерпнуть много интересной информации и просто посмотреть красивые фотографии. Это позволит вам определиться с наиболее интересным для вас направлением в макросъемке. Ниже я поведу речь о съемке насекомых в природных условиях. И рассказ будет построен в виде вопросов и ответов на них.

Какой фотоаппарат нужен для съемки макро?
Оптимальным для съемки макро будет использование зерального фотоаппарата с матрицей APS-C (у компании Nikon это камеры с индексом DX), так как будет удачно задействован её кроп-фактор. Конечно чем более функциональна, а следовательно дорога камера тем больше возможностей для съемки она вам предоставит, но объектив будет более важным элементом необходимого оборудования. Не редко в макроохоте возникает необходимость повышения чувствительности матрицы ISO, а потому важно чтобы камера выдавала как можно меньше шума при этом.
В качестве первой покупки могу рекомендовать бу Nikon D80. За небольшие деньги вы получите отличную камеру для макроохоты. Сам с удовольствием использую такую же.

Какой объектив лучше подойдет для съемки макро?
Основным показателем объектива для макросъемки должна быть возможность увеличения до масштаба 1:1. Масштаб меньший, например часто встречающийся 1:2 позволит вам только заглянуть в мир макросъемки, но добится с такими объективами хорошего качества будет не просто. Далее нужно определиться с фокусным расстоянием вашего объектива для съемки макро. Чем больше фокусное расстояние, тем больше будет дистанция до объекта съемки при которой вы получите увеличение 1:1, что позволит вам меньше беспокоить насекомое. Но большая дистанция до объекта будет налагать ограничения на возможность применения дополнительного света. Оптимальными многие макроохотники считают объективы с фокусным расстоянием 100-150мм, как более универсальные. Такие объективы позволяют эффективно охотиться даже за активными и пугливыми насекомыми.

Макросъемка. Советы начинающим... [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, советы]

Я рекомендую обратить внимание на следующие объективы:
1) Sigma AF 150mm f/2.8 EX DG APO MACRO HSM (для разных систем одинаково хорош)
2) Nikon 105mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor (используется мной)
3) Canon EF 100 f/2.8L Macro IS USM
Приобретение таких объективов позволит вам больше не возвращаться к этому вопросу.
Владельцам полноматричных камер предлагаю особо пристально приглядеться к объективам с фокусным расстоянием 180-200мм и масштабом съемки 1:1.

 

Что такое макрокольца и для чего они нужны?
Макрокольца - они же удлиннительные кольца для макросъемки довольно часто используются для увеличения фокусного расстояния. Что позволяет увеличить дистанцию до объекта съемки и получить при этом увеличение 1:1. Так же удлиннительные кольца позволяют на минимальной дистанции фокусировки объектива получить увеличение с масштабом большим чем 1:1. Для получения масштаба 2:1 необходимо установить кольца длинной равной фокусному расстоянию объектива. Т.е. для объектива 60мм длина колец должна составить теже 60мм. При меньшей длине колец будет меньшая степень увеличения. Большая длина установленных колец ведет к постепенному снижению попадающего на матрицу фотоаппарата света. При недостаточной освещенности съемочной сцены это может быть важным. Искажений геометрии кольца не дают, так как лишены оптических элементов. Устанавливаются макрокольца между объективом и фотоаппаратом. Проводить установку в полевых условиях не всегда удобно, да и возможность засорения матрицы увеличивается. Пыле, влагозащита при установке колец страдает. Иногда появляется небольшой люфт в удленнительных кольцах.
Так же стоит отметить, что удлиннтельные кольца делятся на поддерживающие автофокус и нет. Самым распространенным способом фокусирования в макросъемке является ручной и потому автофокусные кольца не обязательное вложение, но расширяющее ваши возможности.

Телеконвертер и каково его применение?
Самый простой способ добиться болшого увеличения даже обычным объективом - это применение телеконвертера. Это устройство содержит в себе оптические элементы, которые увеличивают изображение в 1.4, 1.5, 1.7, 2 или 3 раза. Телеконвертер устанавливается между камерой и объективом.

Кратность увеличения телеконвертера пропорциональна его влиянию на снижение количества света проходящего на матрицу камеры. Таким образом на диафрагме f10 с телеконвертером 1.7 количество проникающего света будет уже как при f17. Что нередко приводит к потере возможности автофокусировки объектива. При этом принято считать увеличение фокусного расстояния кратно увеличению телеконвертера. Т.е. объектив с фокусным расстоянием 100мм в тандеме с телеконвертером 1.4х даст эквивалент 140мм. Что позволит увеличить дистанцию до объекта съемки для получения масштаба 1:1 или больший мастштаб на минимальной дистанции фокусировки объектива.

Применение телеконвертера в макросъемке оправдано только в тех слухаях, когда сюжет не может быть снят иначе. Если вам нужно существенно увеличить масштаб и для этого недостаточно применения разумного количества колец или необходимо разительно нарастить дистанцию до объекта съемки (очень пуглив), то стоит применить телеконвертер. Это устройство может вносить геометрические искажения, хроматические аберрации, снижать резкость и контрастность картинки, что ведет к ухудшению качества результата. Поэтому в макросъемке чаще применяются телеконвертеры с кратностью 1.4, 1.5, 1.7, так как их воздействие на результат не столь велико и позволяет сохранить качество выдаваемое объективом.
Обращаю ваше внимание на то, что не все телеконвертеры совместимы с объективами из-за конструктивных особенностей. Бывают случаи когда задняя линза объектива может упираться в телеконвертер. Поэтому перед покупкой лучше проверить совместимость с вашим объективом.

Какова роль штатива в макросъемке?
Штатив в арсенале макрофотографа имеет важное значение, ибо позволяет существенно улучшить качество получаемого фотоматериала. В макросъемке часто фотографу необходимо получить максимольно большую ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Для этого съемка проводится при диафрагмах f7-f18. А при таких диафрагмах при съемке с рук не всегда достаточно света для поучения коротких выдержек и резких кадров без смаза.

Макросъемка. Советы начинающим... [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, советы]

Штатив же позволяет снимать на более длинных выдержках малоподвижные объекты, либо подвижных в точке заранее выставленного фокуса. Часто штатив применяется для съемки насекомых в естественной среде в период их малой подвижности (раннее утро, вечер) или в местах слабой освещенности солнечным светом (лес, теневая сторона оврага, склона).
Оптимальными для макрофотографа считаются штативы у которых опорные штанги могут раскладываться до почти горизонтального положения, центральная штанга имеет поворотные механизм, установлена шаровая головка. Поворотная центральная штанга и широко раскладывающиеся опоры позволяют вести съемку с достаточно низких положений камеры, что ведет к получению интересных ракурсов. Шаровая головка позволяет оперативно менять положение камеры с высокой степенью свободы.
Съемка насекомых редко проходит на высоте выше метра и потому 1.5 метрового штатива более чем предостаточно. Но важно какую полезную нагрузку он может нести. При выборе штатива желательно посчитать вес камеры+объектив+дополнительные аксессуары (вспышка(и), кольца, телеконвертеры и пр.) и предусмотреть запас. Мной используется недорогой и очень удобный штатив VANGUARD Alta Pro 263 AB 30.

Пульт ДУ. Нужен ли он?
При съемке в масштабе 1:1 и крайне малой ГРИП очень важно избежать колебаний камеры при средних и длинных выдержках. Для этого часто применяют пульты ДУ для фотокамер, как проводные, так и безпроводные. Безпроводные более удобны в использовании, а в сочетании с предварительным подъемом зеркала на установленной на штативе камеры дают отличный результат. Этот же способ часто применяют для съемки пейзажей широкоугольными объективами при длительных выдержках или животных телеобъективами для избежания смазов (так называемой шевеленки).

Вспышки, рассеиватели, отражатели. Каково их место в макросъемке?
Довольно часто в макросъемки используются импульсные источники света - вспышки. Благодаря их работе можно снимать подвижные объекты и добиваться их фиксации в кадре. Например качественно снять зависшего перед цветком шмеля только при естественном свете очень не просто. Вспышки позволяют компенсировать слабый или отсутствующий естественный свет и Макросъемка. Советы начинающим... [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, советы] проработать детали в тенях. Использование импульсного света должно гармонично дополнять естественный. Когда вспышка перебивает естественный свет, фотография теряет реалистичность. Частая ошибка начинающих макроохотников при использовании вспышки заключается в повышении мощности импульса, а соответственно и времени. Поэтому при ярком импульсе получаются смазанные подвижные объекты. А действовать нужно наоборот. Для получения резких подвижных объектов необходимо брать более мощную вспышку и понижать мощность импульса, что приведет к снижению времени его свечения и повышению резкости, а яркости будет достаточно. Самый короткий импульс будет на самой низкой мощности для каждой вспышки. Так же необходимо обратить внимание на синхронизацию вспышки с камерой. Большинство камер сейчас позволяют синхронизироваться на 1/200-1/320с Применение синхронизации по задней шторке на длинных выдержках позволит вам получить хорошо проработанный естественный фон, а короткий импульс вспышки даст резкий объект съемки. Для подвижных объектов при активном дневном свете 1/200 выдержки вполне достаточно для получения хорошего естественного фона, а короткий импульс вспышки синхронизированной по задней шторке даст фиксацию вашей миниатюрной модели. Большинство современных вспышек позволяют получить импульс длинной в 1/700-1/1000 секунды, что позволяет "заморозить" большинство насекомых в полете. Работая с величиной импульса вы можете добиваться различных динамических эффектов. Некоторые сцены или объекты требуют применения нескольких вспышек, например крупные портреты насекомых. Работа с дополнительным светом увлекательна и позволяет получить очень интересные кадры.
Рассеиватели применяют для получения мягкого света от вспышек, что позволит избежать резких и жестких теней. Применять можно как уже готовые изделия, так и самодельные. Много материала по этому вопросу можно прочитать на форуме Макроклуба
Отражатели, как самый дешевый вариант заменяющий дополнительные источники света, позволяют проработать детали в тенях. В качестве отражателя можно использовать как готовые изделия, так и самодельные. Например, фольга от шоколадки легко может стать отличным отражателем.

Краткие советы по макросъемке:
Макросъемка. Советы начинающим... [макросъемка, фотография, цифровая камера, объектив, штатив, глубина резкости, освещение, макро, советы] - В утренние часы насекомые малоподвижны до момента прогрева солнышком
- После тумана насекомые выглядят крайне привлекательно в хрустальных капельках воды
- Макроохота будет более удачной, если вы предварительно изучите теоретически объект съемки. Тогда вы будете знать где его искать и как лучше с ним работать.
- На рассвете часто бывает штиль и можно снимать при более длинных выдержках
- Простые ножницы позволят вам быстро убрать лишнее из кадра, но при этом важно не повредить краснокнижные растения. Не редко насекомые могут обитать только на определенном виде растений и его уничтожение может погубить популяцию.
- Многих насекомых можно завлечь приманками. Например, муравьи очень любят сахарный сироп. Капля сиропа позволит вам легко снять пьющего муравья.

Источник: alfa48.ru




Похожие материалы:
Новые статьи:
Почитайте ещё:

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.

Войти



Поиск

На форуме

Powered By nZambi!

Случайные фотографии


Фиалка
Снято на севере-3
Личинка листоеда-щитоноски (Cassida stigmatica)
Флора острова
Скульптуры из воды-3
Желтые капельки.
Многоножка (Garden Centipede)
***
Муха











Последние комментарии


Долгоносик
Оставил: Глазков Павел
CROWNS
Оставил: SERGEI-ANGEL
CROWNS Здорово!
Crowns
Оставил: Сагиров Ваня
Crowns отлично, нет слов
Ящерица
Оставил: Сагиров Ваня
Ящерица Очень удачный кадр!
красна девица
Оставил: Алексей
красна девица Спасибо!
Брюквенница
Оставил: Евгения Зайцева
Брюквенница Спасибо, Валерий, исправила :)
мускари
Оставил: Тамаз
мускари очень красивое макро!
Вологда
Оставил: Глазков Павел
Вологда Занятная коллекция! )
Мордаха
Оставил: Mx110
Мордаха Спасибо ! )))) Эта прошла в полуфинал золотой черепахи 2011 года.