Макросъемка.РФ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Статьи Теория и практика Подводная Супер-Макрофотография. Полное руководство (часть 3)

Подводная Супер-Макрофотография. Полное руководство (часть 3)

Печать

Подводная Супер-Макрофотография. Полное руководство (часть 3) [Техника освещения и способы фокусировки при подводной супермакросъемке - основные вопросы, рассматриваемые в этой части руководства]

Техника освещения и способы фокусировки при подводной супермакросъемке - основные вопросы, рассматриваемые в этой части руководства.

Техника Освещения

То, как вы освещаете супер-макро сцену вспышками, является, пожалуй, самым важным. По этой причине первостепенное значение имеет то, как четко вы понимаете наиболее популярные способы освещения и умеете выбрать соответствующую вспышку для вашего стиля съемки.

Выбор вспышки.

Есть несколько факторов, которые необходимо рассмотреть еще до того, как вы «разобъёте копилку» для покупки новой вспышки.

-Ведущее число (GN)

Это параметр вспышки используется, чтобы количественно определить интенсивность вспышки на полной мощности для конкретного значения светочувствительности (ISO) пленки/матрицы. Эта величина зависит как от угла освечивания вспышки, так и от объема её общей произведенной энергии. Соответственно, две вспышки, которые кажутся очень разными по мощности и габаритам, в действительности могут иметь одинаковое ведущее число (GN).

Производители вспышек обычно указывают значения GN как суше, так и под водой. Обычно, последние значения менее точны или полезны, так как прозрачность воды может сильно влиять на пропускание света (как правило, для упрощения сравнений теоретически GN уменьшается в чистой воде в 2 раза). Кроме того, номинальное ведущее число (GN) производителя часто несколько отличается от их истинного значения. В среднем, реальные цифры могут отличаться от опубликованных в руководстве до 25%.

Как же ведущее число (GN) влияет на правильный выбор вспышек для супер-макросъемки? Это становится понятно с того момента, как только вы поймёте основную формулу:

Ведущеечисло = расстояние × F число

Для определения минимального ведущего числа вспышки, требуемого для правильной экспозиции, вы должны ввести максимальное ожидаемое расстояние от вспышки до объекта и максимальное ожидаемое F-число (значение диафрагмы) в этом уравнении. Например, я использую макрообъектив 105mm с линзой +10 диоптрий SubSee, и предполагаю, что мои вспышки будут располагаться на расстоянии не более 30 см от объекта съемки. А диафрагму я порой закрываю вплоть до F57 (эффективная апертура) для максимальной глубины резкости. Вышеуказанная формула говорит, что мне в этом случае нужна вспышка с GN = 0,3 X F57 = 17, чтобы правильно выставить свет для этого "худшего сценария". Таким образом, любая вспышка среднего размера и мощности имеет достаточно энергии для супер-макросъемки.

Если вы собираетесь использовать две одинаковых вспышки, то эффективное ведущее число для пары получается путем увеличения их номинального ведущего числа в 1,4 раза. Например, объединение двух вспышек с GN = 10 эквивалентно одной вспышке с GN = 14.

При выборе вспышек вы должны думать о всем диапазоне фотографий, которые хотели бы снимать, а не только о супер-макро. Вы можете использовать приведенные выше соображения, чтобы примерно определить вспышку, которая вам нужна. Если стоимость не является принципиальной, вы можете принять решение составить разные наборы вспышек для различных видов съемки на основе других важных для вас факторов, например, - их размера.

-Физический размер

Супер-макро предметы часто находятся в тяжелых для освещения укромных уголках и трещинах на рифе, так что наличие вспышки, которая сама по себе мала и маневренна, и достаточно плотно прилегает к вашему порту, может создать принципиальную разницу между возможным и невозможным снимком. Однако, небольшой размер вспышки обычно сопровождается более низким ведущим числом, и, следовательно, накладывает свои ограничения по применению для широкоугольной фотографии.

-Время перезарядки

Фотосъемка быстрых движений или интересного поведения животных требует вспышек, которые перезаряжаются очень быстро. Кроме того, «фокус брекетинг» (см. ниже), не был бы возможным без вспышек, способных идти в ногу с высокой частотой кадров съемки. Ожидание перезарядки вспышки при идеально скадрированным объектом в видоискателе - вполне возможно, одно из наиболее разочаровывающих чувств, связанных с подводной фотографией. Так сделать себе подарок, и возьмите вспышку, которая быстро перезаряжается!

-Моделирующий Свет (фокусировочный свет)

Если вы используете телеконвертор для супер-макросъемки, то не забывайте о заметном затемнении в видоискателе. По этой причине выбор вспышки со встроенным фокусировочным светом может быть очень полезным. Однако, использование положительных диоптрийных линз может помочь вам избежать этой проблемы в комплексе, поскольку линзы не дают потерь света.

-Стоимость

Скорее всего, вы не собираетесь снимать только макро или супер-макро. Для супер-макросъемки не требуется такой же угол освечивания и ведущее число вспышки, как для широкоугольной фотографии. Поэтому, выбирайте блицы, соответствующие вашим потребностям. Как указывалось ранее, если стоимость для вас не принципиальна, вы можете даже составить разные наборы вспышек для различных видов съемки.

Есть и другие факторы, которые следует учитывать при выборе новой вспышки, но большинство из них выходят за рамки подводной супер-макрофотографии. Вы сможете узнать больше об освещении в нашем будущем руководстве по подводному освещению.

Вот диаграмма, показывающая угол охвата (угол освечивания) и ведущее число для нескольких популярных подводных вспышек:

Подводная Супер-Макрофотография. Полное руководство (часть 3) [Техника освещения и способы фокусировки при подводной супермакросъемке - основные вопросы, рассматриваемые в этой части руководства]

Стили Освещения

Освещение для супер-макрофотографии очень похоже на освещение для нормального макро и даже для широкоугольной подводной фотографии - все те же самые понятия применимы к ней. Однако очень короткая рабочая дистанция и маленький физический размер большинства объектов для супер-макро может сделать выполнение некоторых стандартных методов освещения гораздо более сложной задачей. Наличие соответствующего оборудования для работы и хорошее понимание каждого метода являются жизненно важными для успеха. Существует одна вещь, которую нужно всегда иметь в виду: не существует абсолютно правильного или неправильного способов освещения объекта... есть просто разные способы. Таким образом, используйте свое воображение, мыслите нестандартно, и воспользуйтесь мгновенной обратной связью, предоставляемой нам цифровой эрой.

Следующая часть руководстваа предназначена для обзора основных стилей освещения, применимых для супер-макросъемки, с примерами каждого из них.

а) переднее освещение

Этот тип освещения является наиболее распространенным в макро- и супер-макро подводной фотографии. Каждая вспышка направлена прямо на объект и расположена близко к оси объектива. Тени могут быть существенно устранены с помощью этого метода, в результате чего изображение становится плоским, но равномерно освещенным — это полезно для выделения цвета или рисунка объекта. Хотя одной вспышки бывает вполне достаточно, чтобы произвести этот эффект, я предлагаю использовать две или больше вспышек, чтобы более эффективно устранить тени. Кольцевая вспышка может также дать этот эффект. Голожаберник

Подводная Супер-Макрофотография. Полное руководство (часть 3) [Техника освещения и способы фокусировки при подводной супермакросъемке - основные вопросы, рассматриваемые в этой части руководства]

b) Заднее освещение

Этот стиль освещения предполагает в первую очередь освещение объекта сзади. Вспышка расположена за объектом и направлена на камеру, но должна быть прикрыта (частично или полностью) этим объектом. Этот метод может дать изображение либо с черным силуэтом или с объектом, освещенным по его периметру. Съемка полупрозрачных объектов с подсветкой также может иметь интересные эффект, в результате чего объект как бы «светится» изнутри.

Хотя в широкоугольной фотографии возможна подсветка движущихся объектов сзади, в супер-макрофотографии она существенно ограничивается преимущественно неподвижными объектами.

Подводная Супер-Макрофотография. Полное руководство (часть 3) [Техника освещения и способы фокусировки при подводной супермакросъемке - основные вопросы, рассматриваемые в этой части руководства]

Для успешного выполнения этой техники, вы найдете весьма полезной возможность для отсоединения вспышки от бокса и расположения её за объектом. Так как свет будет в фиксированном положении, вы сможете разместить объект так, как вы хотите, чтобы его края были освещены в большей или меньшей степени. Светосинхронизаторы, обеспечивающие дистанционный запуск вспышки, также очень полезный инструмент (мое предпочтение) при использовании этого стиля освещения. 

Это очень сложная техника для использования в супер-макро области, так что не расстраивайтесь, если у вас есть проблемы с получением хороших результатов при первых нескольких попытках.

с) Боковое освещение (перекрестное освещение)

В этом случае вспышки располагаются для освещения объекта с боков, перпендикулярно оптической оси объектива. Этот прием обычно используется, чтобы подчеркнуть текстуру поверхности объекта путем смены малых теней над каждой освещенной более высокой точкой. Однако, он также может быть использован для выборочно освещения объектов, живущих в норках. Это изображение выглядело бы совершенно по другому, если бы я решил использовать переднее освещение - внутри трубки оно оставалось бы темным, но так как вспышки были направлены с двух сторон, то свет попал в трубку.

Подводная Супер-Макрофотография. Полное руководство (часть 3) [Техника освещения и способы фокусировки при подводной супермакросъемке - основные вопросы, рассматриваемые в этой части руководства]

Будьте осторожны, чтобы не направлять вспышки так, чтоб часть света от вспышки попадала непосредственно в ваш объектив! Вы будете не довольны результатами.

(d) Черный фон

Вы могли заметить общую тему среди многих макро- и супер-макро подводных изображений - черный фон вокруг освещенного потрясающего объекта на переднем плане. Если вам интересно, как это достигается, то все предельно просто: необходимо установить скорость затвора на его максимально возможную скорость синхронизации со вспышкой (как правило, между 1/125 сек и 1/320 сек), чтобы устранить влияние внешней освещенности; насколько это возможно понизить чувствительность (ISO) матрицы (обычно 100 ISO или 200 ISO), а затем настроить диафрагму и мощность вспышки по необходимости для правильной экспозиции всей сцены. Однако, этот тип съемки ограничивается объектами с открытой водой за ними (или далеким фоном, который не будут освещаться вашими вспышками).

е) Сбалансированное освещение

Если черный фон не возбуждает ваше воображение, тогда может быть использовано сбалансированное освещение изображения при супер-макросъемке . Вместо того, чтобы намеренно ликвидировать весь окружающий свет в кадре, максимизируя скорость затвора, попробуйте изменить настройки экспозиции так, чтобы фон был правильно экспонирован естественным светом. Тогда вы сможете мягко осветить объект на переднем плане светом, чтобы изображение чувствовалось более естественным. Правда, этот метод не может быть применен к большинству супер-макро сцен, так как миниатюрные объекты и области переднего и заднего плана неизбежно будет освещены вашими вспышками. Чтобы использовать эту технику эффективно, обратите внимание на объекты на фоне голубой водной толщи или удаленных объектов, и в первую очередь настраивайте параметры для желаемой освещенности окружающего фона. А уж затем настройте вспышки. Вспышки могут быть практически в любом положении для этой техника освещения.

(f) Техника рассеянного света

Интересные эффекты иногда могут быть достигнуты при отключении ваших вспышек и съемке с только с доступным естественным освещением. Этот подход часто используется в широкоугольной подводной фотографии, но редко применяются в макро- и супер-макрофотографии. Поскольку в этом варианте вспышка не используется для «замораживания» движения объекта, успешное применение этого метода требует большого количества солнечного света, твердой руки или упора камеры ( в идеале - установки ее на штативе), и стационарных объектов.

Выберите диафрагму, которая даст вам необходимую глубину резкости, затем уменьшите скорость затвора для правильного экспонирования изображения. Но старайтесь избегать выдержек длиннее 1/30 доли секунды, так как любое шевеление камеры или движение объекта приведет к размытому изображению. Если изображение все еще недоэкспонировано после достижения вашей самой возможно низкой (и комфортной) скорости затвора, увеливайте ISO пока вы не получите правильную экспозицию. Объектив с системой стабилизации изображения / подавления вибраций может быть большой помощью при попытке этого способа фотосъемки.

Методы Фокусировки

Что влияет на Фокус?

Достижение резкого фокуса при супер-макросъемке часто является проблемой под водой. Для любого данного значения диафрагмы глубина резкости является только функцией коэффициента увеличения получаемого изображения. Чем больше увеличение, тем меньше глубина резкости. Супер-макросъемка влечет за собой высокие степени увеличения, следовательно, глубина резкости будет очень мала. Как вы сможете сфокусироваться будет находиться в зависимости от выбранного вами метода фокусировки:

(а) Автофокус

Самое заманчивое решение - просто «навел и снял», полагая, что автофокус камеры выберет правильную часть объекта для фокусировки. Но в супер-макросъемке это может быть опасным шагом - если камера выбирает плоскость фокуса, который на доли миллиметра отличается от вашей предполагаемой фокальной плоскости, снимок может превратиться из «сокровища» в «мусор». Я не рекомендую этот способ фокусировки.

(б) автофокус с автоматической блокировкой (AF-lock)

После того как изображение правильно скадрировано и примерно сфокусировано, фокальная плоскость может быть заблокирована на месте с помощью полу-нажатия кнопки спуска затвора, или нажатия и удержания кнопки «AF-L» (на камерах Nikon), либо путем переключения способа фокусировки в ручной режим. Используя любой из этих способов, камера может быть сфокусирована именно там, где вы хотите, путем дальнейшего перемещения камеры взад-вперед по мере необходимости.

(с) Ручная фокусировка

Иметь доступ к функции ручной фокусировки объектива может быть очень полезно для точной фокусировки. Это самый эффективный метод, так как ваши пальцы остаются свободными от нажатия любой кнопки, и незначительные изменения в увеличении и кадрировании можно сделать поворотом кольца фокусировки. Однако, не каждая модель порта имеет встроенную ручку ручной фокусировки, так что ваша конкретная модель бокса может быть не в состоянии осуществить эту технику фокусировки. Кроме того, для ручной фокусировки при супер-макросъемке требуется очень хорошее зрение, именно его отсутствие является той причиной, по которой многие фотографы снимают в режиме автофокуса.

Фокус брекетинг

Другой полезной техникой является использование фокус брекетинга. Как только ваше изображение правильно скадрировано, сделайте несколько снимков подряд с небольшим перемещением тела (и камеры) вперед-назад. Как правило, это увеличит ваши шансы на позиционирование плоскости фокуса именно там, где вы хотите его увидеть. Вы можете также увеличить шансы при уменьшение размера диафрагмы (увеличивая диафрагменное число), чтобы получить большую глубину резкости. Но это должно быть сделано достаточно разумно, так как уменьшение диафрагмы неизбежно сопровождается в некоторой степени смягчением изображения из-за дифракционных эффектов. Это может принести больше вреда, чем пользы.

Общие Советы по съемке

Выбор объекта

Вы могли бы попытаться искать в первую очередь микроскопических животных для фотографирования, но и съемка деталей и абстрактных картинок типичных объектов «нормального размера» может быть полезной и показательной. Выдерживайте простую композицию — попытайтесь ограничится рамками одного объекта, и минимизировать отвлекающие объекты переднего и заднего планов. Медлительные или статичные объекты хорошо подходят для этого вида фотографии, так как отслеживание объектов на высоких уровнях увеличения может быть затруднено, то малоподвижные бъекты более предпочтительны, чем пугливые. В противном случае, будьте готовы потратить большинство ваших погружений для того, чтобы подружиться с объектом вашей съемки.

Поиск объекта в видоискателе

Хотя вы можете легко видеть объекты невооруженным глазом, поймать их в видоискатель является задачей, о которой иногда легче сказать, чем сделать. Я нахожу полезным воспользоваться таким моментом: мысленно запомнить карту области, прилегающей к объекту, принимая во внимание позиции соседних ярких объектов или других различимых точек по отношению к предмету съемки. Таким образом, когда вы подносите камеру к глазу и объект не находится в кадре, вы сможете использовать направления по вашей мысленной карте, чтобы найти его. После небольшой практики, этот метод станет вашей второй натурой.

КISS-методдля композиции («Keep It Simple, Stupid» - «Будь проще, чудак»)

В макро- и супер-макрофотографии чем меньше ненужных и отвлекающих деталей, тем обычно лучше. Попробуйте кадрировать ваши снимки так, чтобы на них было настолько мало отвлекающих элементов, насколько это возможно.

Дыхание / Плавучесть

Съемка супер-макро объектов и их правильное кадрирование - это намного больше, чем просто острый фотографический глаз. Вы должны иметь уверенный контроль над плавучестью, устойчивую постановку рук, и медленный, спокойный цикл дыхания. Координация вашей пространственной позиции с паузами в цикле дыхания дадут вам лучшие возможности.

Источник: www.diveplanet.ru




Новые статьи:
Почитайте ещё:

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.

Войти



Поиск

На форуме

Powered By nZambi!

Случайные фотографии


Цветы с крыльями
бражник молочайный
Слепень (Tabanidae)
Капли
Малина
Домашнее чудо
сон трава
Фиалка-2
как карамельки











Последние комментарии


Долгоносик
Оставил: Глазков Павел
CROWNS
Оставил: SERGEI-ANGEL
CROWNS Здорово!
Crowns
Оставил: Сагиров Ваня
Crowns отлично, нет слов
Ящерица
Оставил: Сагиров Ваня
Ящерица Очень удачный кадр!
красна девица
Оставил: Алексей
красна девица Спасибо!
Брюквенница
Оставил: Евгения Зайцева
Брюквенница Спасибо, Валерий, исправила :)
мускари
Оставил: Тамаз
мускари очень красивое макро!
Вологда
Оставил: Глазков Павел
Вологда Занятная коллекция! )
Мордаха
Оставил: Mx110
Мордаха Спасибо ! )))) Эта прошла в полуфинал золотой черепахи 2011 года.