Хорошее освещение является определяющим условием для создания красивой макрофотографии. В этом уроке макросъемки описано, как правильно использовать различные источники света при съемке предметов, а также приспособления для макросъемки.
Поскольку бытовое освещение «плоское», очень тусклое, с его помощью не получить качественных снимков. Необходимо усиливать свет, используя дополнительные источники освещения. Однако для этих целей не подойдет встроенная вспышка, так как интенсивный свет вблизи объекта съемки испортит фотографию резкими тенями и неестественными оттенками.
Зонт-отражатель
Когда вы используете любые яркие источники света, нужно сделать так, чтобы у предмета не было тени, иначе некрасивые резкие тени придется убирать в Фотошоп или другом графическом редакторе. Для этого можно поместить объект съемки на обычное прозрачное стекло, поставить стекло на две подставки по бокам (например, стопки книг или дисков), а снизу расположить источник освещения. Вы можете экспериментировать с этой конструкцией:
- положить на стекло белую бумагу, картон или пластик;
- подсвечивать предмет не только непосредственно снизу, но и сзади, спереди или сбоку;
- прикрепить на источник света цветное стекло-фильтр.
Если вы снимаете изделия из стекла или продукты питания, лучше применить направленный свет или контровой рассеянный свет. Для этого хорошо подойдут галогеновые лампы не очень большой мощности.
Помимо фонов и источников света, вам понадобится рассеиватель и небольшое зеркальце – с их помощью можно подсветить или, наоборот, затемнить нужные части предмета. Дополнительно подсветив неосвещенные участки предмета, вы добьетесь лучшей проработки фактуры и передачи деталей.
Иногда, наоборот, длинные выразительные тени, отбрасываемые предметом, могут увеличить привлекательность фотографии. Для создания таких теней нужно применить освещение сзади и сбоку. Глубокие тени получаются, если источник света установлен низко. Варьировать глубину теней можно с помощью отражателя (лайтдиск), который можно заменить ватманом или тонкой фольгой. Продумайте как зафиксировать отражатель, чтобы руки при съемке оставались свободными.
Большой проблемой при макросъемке могут стать бликующие стеклянные или металлические поверхности. Постарайтесь избежать «выбеленностей», безвозвратной потери деталей в светах. В таких случаях для того, чтобы «заглушить» яркость, можно использовать специальный спрей. Он наносится на самые яркие, блестящие участки и делает их матовыми. Есть способ обойтись без спрея в домашних условиях: предварительно поместите объект в холодильник – «проблемная» поверхность запотеет и станет матовой, затем установите необходимые настройки фотоаппарата и освещение, вытащите предмет из холодильника и как можно быстрее снимайте. Следите, чтобы на поверхности не проступили капельки. Также для устранения бликов можно использовать поляризационный фильтр или поэкспериментировать с глубиной резкости и расстановкой источников света.
Лайт куб
Самый надежный способ избежать отражений и бликов при макросъемке – использование отраженного света. Предмет нужно окружить белыми щитами и направить на эти щиты источники света. Профессионалы используют специальное приспособление для макросъемки – лайткуб. Он представляет собой каркас из проволоки, обтянутый полупрозрачной тканью белого цвета. Объектив фотоаппарата просовывают в переднюю стенку лайткуба. Чтобы затемнить снимаемый предмет, к стенке прикладывают картон или темную бумагу, чтобы осветлить – направляют источник света. Заменить лайткуб в домашних условиях можно с помощью листов ватмана, изготовив каркас из деревянных реек или проволоки, согнув проволоку в виде арки либо дугой, используя подставки из колонок, коробок, книг и т.п. Вместо ватмана можно использовать любой другой материал, который пропускает свет: кальку или пленку. Калька пропускает больше света, но свет через нее не такой рассеянный. Закрепить кальку можно кнопками на рамку или прищепками. Для фотосъемки мелких предметов используется специальный кокон.
Для удобства съемки источники света должны легко регулироваться по высоте и передвигаться. Для начинающих будут идеальны настольные лампы. В целях макросъемки установите в них матовые лампочки с отражающим серебристым покрытием. Большое значение имеет мощность ламп, ее необходимо подбирать экспериментальным путем для каждого конкретного случая. Самое главное правило: света должно быть много. Оптимальный набор источников освещения – две-три 150-ваттные или даже 200-ваттные лампочек. Экспериментируйте с этими источниками: освещайте предмет с разных сторон – сверху, сзади, сбоку – в разных сочетаниях. Недостаток света не самым лучшим образом сказывается на качестве фотографии: в темных участках проявляются шумы. Устранение шумов с помощью систем или программ шумоподавления искажает цветопередачу, «стирает» детали изображения.
Однако рассеянный свет не всегда идеален для макросъемки. Иногда композиция и художественный замысел требуют подчеркнуть форму предмета комбинацией света и тени.
Если вы допустили ошибки в освещении при макросъемке, используйте в «Фотошоп» инструмент «Экспозиция» или «Световая кисть» и, конечно, читайте наши статьи о фотографии.
Идеально подойдет для макросъемки новый цифровой фотоаппарат от Canon — Canon PowerShot SX210 IS: макросъемка на расстоянии от 1 см, 14-кратный оптический зум и матрица 14 МП
Источник:4tto.ru
- 20/10/2011 13:05 - Отражения и тени в макросъемке
- 18/10/2011 12:02 - Снимаем макрополёт…
- 17/10/2011 13:29 - Фокусировка в макросъемке
- 17/10/2011 13:07 - Советы по макросъемке компактной фотокамерой
- 17/10/2011 12:45 - Макрообъективы
- 14/10/2011 13:32 - Полевая макрофотография растений: техника для съёмки флоры на природе
- 14/10/2011 12:22 - "Макрофотосъемка без макрообъектива" - применение удлинительных колец
- 13/10/2011 13:49 - Использование кольцевой вспышки в макросъёмке
- 13/10/2011 13:37 - Микромир в кадре: снимаем макро на отдыхе
- 12/10/2011 14:33 - Подводная макросъёмка – путь в неведомое и неожиданное